Хорошая новость. Российская вакцина "Спутник V" от научного Центра имени Гамалеи запускается в массовое производство. Об этом на встрече министров здравоохранения стран БРИКС сообщил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. "Первая в мире зарегистрированная вакцина "Спутник V" вышла в гражданский оборот и начала распространяться по регионам. Промышленные масштабы наращиваются. Производители отработали технологические регламенты и запускают массовое производство", – отметил он.
Вице-премьер Татьяна Голикова также сообщила, что до конца года будут выпущены 2 миллиона доз. Потом – наращивание производства. В апреле, например, – уже 6 миллионов доз. То есть весеннюю волну, если она будет, будем встречать в разгаре массовой вакцинации. Российская вакцина доказала свою безопасность, а измеренная эффективность – 92%.
Дает ли она гарантии? Нет. Эффективность – 92%. По международным стандартам это высокая эффективность вакцины. Можно ли после нее заболеть? Можно. Как можно заболеть гриппом после вакцины от гриппа. Это никого не удивляет. То же и с любой вакциной, включая "Спутник V". Гарантий в этом мире вообще нет. Если вы пристегнулись ремнем безопасности, то нет гарантий, что он спасет вас в случае катастрофы. Есть большая вероятность, что вы спасетесь. Так что весь современный мир борется не за гарантии – абсолютных гарантий нет – борется за вероятности. И это нормально.
Кроме безопасности и эффективности у российской вакцины "Спутник V" есть еще одно важное преимущество, например, про сравнению с американской вакциной Pfizer. Наша хранится и перевозится при температуре ниже минус 18 градусов. Это нормальная логистическая цепочка, например, для замороженных продуктов. В то время как условия хранения для Pfizer должны быть ниже минус 70 градусов.
"На первый взгляд, у вакцины Pfizer очень большие проблемы будут с логистикой. Эта же вакцина хранится при минус 75 – минус 80 градусах Цельсия. Даже в условиях Европы ее логистика будет представлять очень непростую проблему по сравнению с вакциной "Спутник V", которая хранится при минус 18 градусах", – отметил Александр Гинцбург, академик РАН, директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава РФ.
Это требует специального сложного оборудования или таких объемов сухого льда, которые и не снились. Чуть сбой – и Pfizer приходит протухшим. И кто узнает, в какой партии? Так что есть нюанс. А наш "Спутник V" неприхотлив и надежен, как автомат Калашникова.
Кроме "Спутника V" уже в ноябре начинаются испытания на добровольцах вакцины новосибирского центра "Вектор" "ЭпиВакКорона". На подходе и третья российская вакцина от ковида – живая – производства Центра имени Чумакова Российской академии наук.
"Берегите себя и здоровье окружающих вас людей! Носите маски и перчатки", – говорит московское метро. Голос, который слышит каждый, но не всегда прислушиваются. Следующей остановкой может стать реанимация.
Вырвать у смерти полжизни, когда шансы 50 на 50, – это еще хороший прогноз. На ИВЛ выживает только 1% из 8. Изогнутая пластмассовая трубочка – это трахеостома. Через нее кислород будет поступать в пораженные легкие. 40 минут склонившись над пациентом, хирург осторожно вживляет ее в трахею. Аппарат задышал – передышка.
"Перевод на ИВЛ осуществляется в тот момент, когда больной уже очень тяжелый. И, наверное, испробованы все другие вспомогательные поддержки вентиляции. Вот тогда переходим на ИВЛ. Это крайне тяжелые больные", – рассказала Елена Золотова, заместитель главврача по ифекции Московского клинического центра инфекционных болезней "Вороновское".
В инфекционном госпитале "Вороновское" каждый второй пациент – тяжелый. На "вентиляторах" – только пятеро. Доктора стараются не доводить – сегодня есть другие методы. Выйти из реанимации – значит, жизнь заново начать.
Пускать пузыри не ребячество. Она так легкие разрабатывает. Марина Грекова учится дышать, ходить и говорить без удушающего кашля.
Врачи умеют лечить, но понять ковид до конца не могут. Его течение нельзя назвать "трафаретным" – болезнь развивается по-разному. И при схожей картине у двух пациентов один идет на поправку, другой становится тяжелее.
"Вопросы к вирусологам, и разработчикам вакцины остаются, потому что мы, клиницисты, лечим следствие. Понять, почему некоторые болеют тяжело, а некоторые просто переносят в легкой форме, и от чего это зависит. Наверное, зависит от иммунитета, но у многих людей иммунитет достаточно хороший, но они заболевают, а есть пациенты более старших возрастных категорий, которые болеют достаточно легко", – отметил главный врач ГКБ имени В. П. Демихова Сергей Переходов.
Генетический код этого вируса давно прочитан. Но у SARS-CoV-2 – тысячи мутаций. При каждой передаче от человека к человеку геном коронавируса меняется. Чем больше их будет исследовано, тем больше мутаций можно увидеть. Чтобы прочитать генетические "поломки", образцы биоматериала от заболевших пациентов привозят в Институт гриппа и хранят в холодильниках при температуре минус 80 градусов. Каждый вирус имеет свой геном – уникальную последовательность РНК. Она состоит из 30 тысяч "знаков", которые следуют друг за другом в определенном порядке. При создании новой копии в одном из этих звеньев может произойти ошибка. Тогда меняется код всей цепочки.
"Мы, в частности, обнаружили интересную замену в 453-м положении. Возникновение этой замены дает вирусу возможность ускользать от антител, можно заболеть повторно. И мы видим отдельные доказанные случаи повторного заражения", – сказал Андрей Комиссаров, заведующий лабораторией молекулярной вирусологии НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева.
В этой лаборатории расшифровали больше 700 штаммов нового коронавируса. Здесь исследовали образцы из 36 регионов России. Если сравнивать с гриппом, SARS-CoV-2 мутирует примерно в два раза медленнее.
"Он не стал более патогенным, более вирулентным, практически свойства его не меняются. И если говорить уже о практическом применении, то мы можем констатировать, что сегодня те данные, которые накоплены, к счастью, показывают, что он не влияет на тяжесть течения заболевания", – заверил и. о. директора НИИ гриппа Дмитрий Лиознов.
Из-за мутаций может пострадать диагностика ковида.
"Вы сделали дизайн тест-системы. Дальше вирус начинает мутировать. Вы когда ее делали, не могли знать на тот момент, в каких участках будет больше мутации, а в каких – меньше. Если в этих участках происходит мутация, тест-система будет работать хуже", – пояснил Андрей Комиссаров.
Ошибки в геноме коронавируса могут влиять на эффективность вакцин. Если мутация будет значительной, вакцинную композицию придется менять – так происходит с прививками от гриппа.
"Возбудитель становится понятным, когда мы его достаточно изучили, когда мы понимаем клинические проявления заболевания. И особенно он становится понятным, когда у нас есть средства итеотропной терапии. Разработка лекарственных препаратов, которые непосредственно эффективно влияют на вирус, и вакцинных препаратов позволит нам справиться с пандемией", – считает Дмитрий Лиознов.
Отечественный "Спутник V" выходит на старт – уже в этом месяце должна начаться массовая вакцинация. Для инфекциониста домодедовской больницы Ольги Руснак это вопрос выживания. Врачей из ковидных отделений прививают в первую очередь.
В то же время продолжаются клинические испытания вакцины – 16 тысяч добровольцев уже укололись дважды. Директор Центра Гамалеи Александр Гинцбург раскрывает первые результаты: "Эффективность вакцины "Спутник-V составила 92%, что говорит о том, что вакцина очень неплохого, отличного качества, потому что Всемирная организация здравоохранения придерживается цифры 75% эффективности, когда такой препарат с такой эффективностью можно смело рекомендовать для самого массового использования".
Новосибирский центр "Вектор" приступает к третьей стадии тестирования пептидной вакцины. Ее производство уже началось.
"Первые итоги есть: она сохраняет высокую иммуногенность, то есть способность вызывать иммунитет, который защищает человека от заболевания, вызванного новым коронавирусом", – отметил Александр Ррыжиков, заведующий отделом зоонозных инфекций и гриппа ГПЦ "Вектор".
Живая вакцина Центра Чумакова выйдет на регистрацию в середине декабря. Сегодня продолжаются испытания препарата в Кирове, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
"Мы рассчитываем, что наша вакцина как наиболее безопасная в плане подхода может быть использована в группах более рисковых: это дети и это тот самый возраст 60-65+", – рассказал Айдар Ишмухаметов, гендиректор Центра имени Чумакова, член-корреспондент РАН.
Сегодня российские ученые работают над созданием новых лекарств для лечения ковид и его последствий. Ищут оригинальные молекулы с низкой токсичностью и большим эффектом. В крупном научном проекте участвуют 8 институтов.
"Из десяти тысяч кандидатов на лекарственный препарат до финиша доходит один. Потому что вы можете не попасть по критериям безопасности. То есть все хорошо, но токсично. Все, вы на дальнейшем исследовании должны поставить крест", – пояснил Валерий Чарушин, академик РАН, директор Института органического синтеза имени И. Я. Постовского УРО РАН.
В лабораториях Волгоградского медицинского университета ключ к ковиду подбирают с помощью мощного компьютера. Химические соединения на начальном этапе не синтезируют – это дорого. Их вычисляют. Плоскую химическую формулу превращают в трехмерную модель и заключают в виртуальный белок. Если расчеты показали эффективность химического вещества, его синтезируют. Как оно влияет на развитие цитокинового шторма – одного из самых тяжелых последствий вирусной инфекции – изучают на лабораторных крысах.
"Мы вводим их животным и создаем в организме подобие цитокинового шторма, то есть создаем сепсис. И смотрим, как влияют наши препараты на систему гемостаза. Мы не только известные препараты изучаем, мы и ищем новые соединения, которые бы оказали эффект, превышающий известные препараты", – рассказала Аида Кучерявенко, профессор кафедры фомакологии и информатики ВОЛГГМУ.
Выброс цитокинов провоцирует чрезмерный иммунный ответ. Здоровые ткани разрушаются. Это может привести к отеку легких, сердечной недостаточности, поражению почек и нарушениям нервной системы. Но и без цитокинового шторма человека может "штормить".
"Это может быть избыточная тревожность вплоть до паники, но это не назовешь сходит с ума. Это не психоз, это не паранойя, это не галлюцинации. Воспаление души, если угодно. Тревога – это универсальная реакция на внешние воздействия", – отметил Георгий Костюк, главный врач психиатрической больницы №1 имени Алексеева, главный психиатр Департамента здравоохранения Москвы.
Страхи, тревожность и непроходящее чувство усталости – это коснулось не только душевнобольных. На волне ковидной паники у здоровых начались панические атаки. У переболевших новой инфекцией могут быть тяжелые последствия: вирус еще долго напоминают о себе.
"Внимание, работоспособность умственная, способность сосредоточиться – все это страдает. Люди от нескольких недель до трех месяцев, утром просыпаясь, долго могут ходить, не очень понимая, как им собраться на работу, уже выздоровев. На это уходят недели, месяцы", – предупредил Георгий Костюк.
Чтобы снова встать с кровати, у Зои Васильевой ушло две с половиной недели. Она может и без ходунков, но доктор просит не торопиться. Состояние пока нестабильное.
Доктор Елизавета Дмитриевна тоже делает первые шаги – в медицине. За маской молодость не рассмотреть, а ведь ей всего 24. "Эмоционально тяжело. Больные тяжелые. Когда ты вот делаешь все, а все равно человек задыхается. Когда больной уходит, это тоже очень тяжело", – говорит она. Елизавета должна сидеть за партой Смоленского медуниверситета. Но уже с июня ординатор Елизавета Силинкина работает в ковидном госпитале.
1-я городская больница Смоленска загружена полностью. В операционных теперь реанимация, в перевязочной – операционная. Платные палаты уплотнили – теперь не до комфорта. Детская инфекция стала принимать и взрослых.
Это даже не практика – рабочие будни, когда на одного врача-стажера – 20 пациентов минимум. Им, конечно, тяжело. Но об этом они никогда не скажут. Ведь никто не заставлял работать в ковидном – предложили.
"Опытные врачи пошли работать в "красную" зону, но фактически они частично оголили те обычные виды оказания медицинской помощи, которые всегда существовали. Люди не перестали болеть. И еще одна большая часть ординаторов-студентов закрывает те места, которые оказались после того, как опытные врачи ушли в "красные" зоны", – отметил Роман Козлов, ректор Смоленского медуниверситета, главный микробиолог Минздрава РФ.
Каждый пятый ординатор Смоленского медуниверситета теперь практикует в инфекционных отделениях. Освоить узкую специальность они не успели – им пришлось стать врачами широкого профиля. Пандемия меняет медицинское образование.
"Нам нужно резко увеличить качество знаний по эпидемиологии. Резко должно увеличиться количество часов по клинической фармакологии, клиническая фармакология антибиотиков, потому что понятно, что антибиотики при новой коронавирусной инфекции применяться не должны. И третье – пандемия обнажила необходимость наличия специальности, которая позволит диагностировать любые инфекции, в том числе новые", – уверен Козлов.
По следам коронавируса произойдет немало перемен. Но ковид пока никуда не уходит. Он ставит новые рекорды по числу заболевших и бросает новые вызовы. Надо только грамотно ответить.