Если после смены власти в Армении официальный Ереван откажется от договоренностей по Карабаху, то это станет самоубийством. Таким мнением Владимир Путин поделился в беседе с автором и соведущим программы "Москва. Кремль. Путин", обозревателем ВГТРК Павлом Зарубиным. Интервью состоялось после саммита БРИКС, который в этом году проходит в режиме видеоконференции.
Самое главное, что удалось прекратить кровопролитие. Это принципиально важный итог договоренностей России, Азербайджана и Армении по поводу конфликта в Нагорном Карабахе, куда наконец возвращается мирная жизнь.
"Я уже говорил – свыше четырех тысяч человек погибло только по официальным данным. На самом деле, я думаю, больше. Десятки тысяч ранены, искалечены. Послушайте, это же не кино! Это трагедия, которая происходит в жизни с конкретными людьми, с конкретными семьями. Поэтому прекращение кровопролития – это главный результат, – подчеркнул Путин. – Исходя из тяжести этого конфликта, исходя из того, что раны еще, конечно, не затянулись, они очень свежи, очень много потерь, беда пришла во многие дома, во многие семьи и в Азербайджане и в Армении, поэтому нужно время, чтобы все успокоилось, улеглось, чтобы люди почувствовали, что мирная жизнь вернулась в их сердце, их душу – вот что самое главное. Для этого следует подумать о реальной безопасности людей, в том числе беженцев, возвращающихся с обеих сторон. И эта миссия возложена на российских миротворцев".
Окончательный статус этой территории еще предстоит урегулировать. Пока сохраняется статус-кво как непризнанного государства. Как напомнил российский президент в интервью автору и ведущему программы "Москва. Кремль. Путин" Павлу Зарубину, карабахскому конфликту не один десяток лет. И за все эти годы независимость региона не была признана ни одной стороной, в том числе и самой Арменией.
"Сам факт непризнания Карабаха, в том числе, со стороны Армении, существенным образом накладывал отпечаток на ход событий и на его восприятие. Здесь надо прямо говорить: в свое время после преступных, без всякого сомнения, действий бывшего грузинского руководства, имею в виду нанесение ударов по нашим миротворцам в Южной Осетии, Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, – напомнил президент России. – Мы признали справедливым волеизъявление народа, проживающего в Крыму, и стремление людей, проживающих там, воссоединиться с Россией, мы пошли навстречу людям, мы сделали это открыто. Кому-то это может нравиться, кому-то не нравиться, но мы делали это в интересах тех людей, которые там проживают, и в интересах всей России".
Разрешить противоречия все эти годы пытались в рамках Минской группы ОБСЕ под сопредседательством России, Франции и США. Москва играла ключевую роль и в переговорах уже после начала боевых действий. Попытки найти компромисс не прекращались ни на минуту.
"Что касается города Шуша, то этот вопрос возник в ходе этого конфликта, в ходе этого кризиса. Действительно, это было, но было в каком контексте? 19 – 20 октября у меня состоялась серия телефонных переговоров как с президентом Алиевым, так и с премьер-министром Пашиняном. И тогда Вооруженные силы Азербайджана вернули себе контроль над незначительной частью, южной частью Карабаха. В целом мне удалось убедить президента Алиева в том, что можно прекратить боевые действия, но обязательным условием с его стороны было возвращение беженцев, в том числе, в город Шуша. Неожиданно для меня позиция наших армянских партнеров была сформулирована таким образом, что это для них неприемлемо. И премьер Пашинян мне прямо сказал, что видит в этом угрозу для интересов Армении и Карабаха", – рассказал Путин.
Как именно удалось договориться, российский президент в интервью тоже рассказал подробно. Процесс был сложным: битва шла буквально за каждую запятую.
"По сути, мне пришлось взять на себя роль посредника, когда я разговаривал с одним и со вторым лидером, выслушивал их требования, претензии к тексту, вносил какие-то изменения, связывался с другой стороной, выслушивал их пожелания и требования, потом консультировался с первой по поводу приемлемости этих положений для других партнеров. Но фактически это была равноправная, равноценная трехсторонняя работа", – указал российский лидер.
Отныне безопасность в регионе контролируют российские миротворцы. Участия в миссии турецких военных, о котором много говорили Баку и Анкара, все-таки не будет. Но будет сотрудничество России и Турции в работе Мониторингового центра на территории Азербайджана.
"Что касается миротворческой миссии, то да, действительно, и Азербайджан, и Турция всегда говорили о возможности участия Турции в миротворческих операциях. Мне все-таки, кажется, удалось убедить и наших турецких партнеров, и наших коллег в Азербайджане в том, что не надо создавать условия или предпосылки для разрушения наших договоренностей, такие условия, которые бы провоцировали одну из договаривающихся сторон на какие-то крайние меры и крайние действия, – пояснил Путин. – Зачем же провоцировать армянскую сторону наличием турецких солдат на линии соприкосновения? Мне кажется, что и президент Эрдоган это прекрасно понимал и понял. Мы договорились о том, что мы создадим совместный центр, который будет использовать беспилотные летательные аппараты, вместе будем контролировать ситуацию вдоль линии разграничения с помощью этих летательных аппаратов, вместе будем получать информацию и вместе ее анализировать и, соответственно, делать выводы из того, что происходит в действительности, в жизни в режиме онлайн, в режиме текущего времени.".
В самой Армении ситуация в последние дни неспокойная. Но что бы ни произошло, отказ от договоренностей по Нагорному Карабаху для Еревана стал бы, цитируя российского президента, "огромной ошибкой". Цена боевых действий – это четыре тысячи погибших, десятки тысяч раненных, беженцев, потерявших кров. Трагедия конкретных людей, которой удалось положить конец.