"Главное – защитить наших пользователей от дискриминации". Одобрительный комментарий Дмитрия Пескова к сегодняшней парламентской инициативе. А конкретно – новому законопроекту Госдумы, который подразумевает возможность блокировки на территории России иностранных ресурсов, "цензурирующих российский контент". Имеется в виду, в первую очередь, хостинг YouTube: он, как все помнят, неоднократно ограничивал доступ к видеоматериалам ВГТРК, RT, РИА Новостей и других отечественных СМИ. Впрочем, сама блокировка, по словам депутата Александра Хинштейна, станет крайней мерой. Поскольку законопроект "не дубина; будет применяться очень бережно и аккуратно". Соответственно, на первых порах более вероятны точечные санкции: скажем, замедление трафика или денежные штрафы. И речь тут, конечно, не о виртуальном железном занавесе, а именно о борьбе с несправедливостью. Тем более, что примеров этой самой несправедливости с каждой неделей все больше. Вот, например, Владимир Соловьев теперь, судя по всему, тоже в списке неугодных корпорации Google.
Канал Соловьёв LIVE, который появился на YouTube недавно, быстро стал популярным. Помимо цитируемости на других платформах, он набирал большое количество просмотров, комментариев, реакций, и, что логично, учитывая интерес, – оказывался в трендах.
Роскомнадзор заметил, что с октября видео Соловьева стали будто специально убирать на задворки видеохостинга. Написали в Google письмо, так как расценили это, как попытку искусственно ограничить распространение роликов.
"Придуман даже специальный термин – пессимизация. Это когда неугодный или несовпадающий с политикой компании канал начинает тихонько задвигаться. В чем это проявляется? Это проявляется в том, что мы видим. Что популярнейший канал Соловьева, который реально взорвал YouTube-пространство и однозначно является и по формату, и по количеству зрителей в лидерах, не в рейтингах", – комментирует ситуацию директор по коммуникациям МИА "Россия сегодня" Петр Лидов-Петровский.
Получается, пресловутая свобода слова работает как флюгер, только ветер постоянно дует с запада. И вышеупомянутый закон о борьбе с интернет-цензурой призывает по сути к одному – придерживаться законов той страны, в которой работает YouTube, Facebook (запрещена в РФ) или другая площадка. Логика понятна – как корпорация может диктовать свои условия государству и при этом заниматься пропагандой своих идей?
"Это не блокировка зарубежных интернет-ресурсов, потому что очень многие сейчас пишут о том, что принят закон о блокировке. Да, этот закон предполагает блокировку в случае злостного нарушения зарубежными сетевыми компаниями российских законов. Но цель этого закона – защита российского информационного пространства и российского потребителя информации", – объясняет председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
Пример. Даже при попытке зайти на отдельные выпуски Соловьёв LIVE появляется предупреждение – мол, контент, который может шокировать и напугать. Что интересно, такое предупреждение вылетает не всегда. Что тоже заставляет задуматься – может это попытка снизить траффик так, чтобы никто не заметил?
"Сегодня иностранные платформы из модераторов превратились фактически в цензоров. Ограничивают доступ граждан к информации, удаляют из поисковой выдачи публикации российских СМИ, блокируют аккаунты, и не только СМИ. Мы считаем эти действия нарушением конституционного права", – говорит член комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Примеров точечного цензурирования немало. Под него неоднократно попадали и отдельные материалы Russia Today. И в частности, блокировали фильм нашего коллеги Александра Рогаткина про теракт в Беслане. После скандала и судов видео вернули. Но так или иначе платформа добилась своего – "Беслан" посмотрели намного меньше людей, ведь выпускали его под годовщину.
"Это грязная сила, потому что это абсолютно грязные способы ведения такой грязной информационной войны. Я бы даже сказал, это не конкуренция, а просто попытка любыми средствами задавить тех, кто может давать информацию лучше, чище и правдивей", – говорит главный редактор немецкого журнала World Economy Александр Сосновский.
Главный вопрос – что, действительно YouTube и Facebook заблокируют? У законодателей есть уверенность, что площадки будут выполнять обязательства, ведь в первую очередь пользователи России и не только – это деньги.
"Они же здесь не благотворительностью занимаются в России. Они здесь занимаются бизнесом. Да, информационным влиянием косвенно, но главное – это бизнес. Русскоязычное пространство – это двести миллионов человек. И это пространство является источником рекламных доходов для этих зарубежных сетевых компаний", – продолжает Алексей Пушков.
Все же, каким бы свободным не казался YouTube, каким бы его не прославляли честным, где можно говорить все, что угодно, представлять разные мнения и так далее. Это может и действительно так, но работает не для всех.