Сегодня 130 лет со дня рождения генерала Де Голля. Шарль де Голль – первый президент и фактически основатель Пятой Республики во Франции. 10 лет был главой государства – с 1959-го по 1969 годы. В годы Второй мировой – символ французского Сопротивления. Несомненно, самый яркий политик страны ХХ века. Принципы де Голля – независимая по отношению к США внешняя политика, культурное и политическое лидерство в Европе. Это уже азбучно.
Но не все как-то сопоставляют сегодня Де Голля со Сталиным. А ведь именно Сталин во многом сделал Де Голля политиком мирового масштаба. Мало того, где была бы сейчас и сама Франция, если бы не Сталин и СССР?
Для начала вспомним: Франция вместе с Англией и Италией – участник Мюнхенского сговора 1938 года, позволившего Германии при поддержке Польши расчленить Чехословакию.
10 мая 1940 года Германия вторглась уже во Францию, которая сопротивлялась лишь 40 дней и предпочла капитулировать, и это при том что силы французской армии были вполне сопоставимы с войсками Третьего рейха.
В следующие 4 года французская промышленность работала на нужны Германии. Тысячи самолетов, авиационных двигателей и грузовиков. Французские рабочие трудились на заводах и снабжали армию Гитлера минометами, гаубицами и бронированной техникой. Оружие, продовольствие, одежда – французская промышленность все это производила для фашистской Германии. Десятки тысяч французов воевали в составе добровольческих формирований вермахта и СС.
В своих мемуарах бригадный генерал Шарль де Голль, в годы войны – лидер движения "Свободная Франция", вспоминает удивление немецкого фельдмаршала Кейтеля во время подписания в Берлине акта о капитуляции Германии 9 мая 1945 года. Когда Кейтл обнаружил представился Франции в числе стран-победительниц, то у него чуть монокль не выпал. Как?! И эти тоже нас победили?!
"В Берлине Францию представлял генерал Делаттр. Принятый русскими со всеми полагающимися ему почестями Делаттр столкнулся с протокольными трудностями. В итоге инцидент был быстро урегулирован. 9 мая он занял свое место рядом с представителями других великих держав, как и французский трехцветный флаг занял свое место среди других союзных флагов. В заключительном акте капитуляции представитель Франции поставил свою подпись наряду с подписями России, Соединенных Штатов и Великобритании. Генерал-фельдмаршал Кейтель даже воскликнул: "Ба! И французы здесь!" – вспоминал Де Голль.
Представитель Франции оказался за тем столом лишь по воле Сталина, ведь США и Англия вообще не видели Францию в кругу стран-победительниц. Вторая мировая вполне могла закончиться для Франции страшнейшим позором. Конечно, это был брак по расчету. Де Голль стремился спасти Францию от позора, а Сталину нужен был союзник в противовес англо-американскому влиянию в континентальной Европе. Поэтому-то по личному приглашению Сталина генерал Де Голль в декабре 1944-го прибыл в Москву и провел здесь целых 8 дней.
Принимали француза как самого близкого друга. Пока дипломаты согласовывали советско-французский договор о союзе и взаимопомощи, у генерала Де Голля была насыщенная культурная программа. По воспоминаниям Де Голля, он провел со Сталиным несколько встреч. В общей сложности переговоры продолжались более 15 часов.
"Беседуя с ним на различные темы, я вынес впечатление, что передо мной необычайно хитрый и беспощадный руководитель страны, обескровленной страданием и тиранией, но в то же время человек, готовый на все ради интересов своей Родины", – пиал Де Голль.
Было много пышных застолий, в том числе и в Кремле. Об этом у французского гостя осталось двойственное впечатление: "Сталин вел прямые и простые разговоры. Он старался казаться простым человеком с зачатками культуры, произнося по поводу сложнейших проблем суждения, полные нарочито примитивного здравомыслия. Он ел все подряд и много и наливал себе по полному бокалу крымского вина, перед ним ставили все время новые бутылки. Сквозь маску добродушия в Сталине был виден беспощадный боец. Впрочем, русские, сидевшие вокруг стола, были напряжены и внимательно за ним наблюдали. Прощание вылилось, как это любил Сталин, в излияния. "Рассчитывайте на меня, – заявил он. – Если у вас или у Франции возникнет в нас нужда, мы разделим с вами все вплоть до последнего куска хлеба". Внезапно увидев рядом с собой Подзерова, русского переводчика, который присутствовал на всех переговорах и переводил все речи, маршал резко сказал ему с мрачным видом: "А ты слишком много знаешь! Очень хочется отправить тебя в Сибирь". Я вышел из комнаты со своими сотрудниками. Обернувшись на пороге, я увидел Сталина, сидящего в одиночестве за столом. Он опять принялся за еду".
В результате Москву де Голль покинул, обретя мощного союзника. Благодаря поддержке СССР и лично позиции Сталина Франции удалось пробраться не только в группу держав-победительниц во Второй мировой войне, но и стать одной из пяти стран-основательниц ООН. Именно поэтому сейчас Франция и постоянный член Совбеза ООН. Не стоит забывать.
Впрочем, де Голль и сам был крепким орешком. Когда в начале 60-х он решил предоставить Алжиру независимость, то радикалы, включая многих военных, оказались против. Осенью 1961-го начался "фестиваль взрывов". Лишь за первые четыре месяца взорвались 1190 бомб. В начале 1962-го радикалы перешли уже к тотальному террору: во Франции убивали высокопоставленных полицейских, девять раз покушались на сенаторов, депутатов и журналистов. На самого Де Голля посягали три десятка раз. В ход шло все – от бомб, фугасов и снайперов до ураганного огня.
Однажды по кортежу президента Франции за раз выпустили 150 пуль, шесть из них попали в машину главы государства, но Де Голль поранил лишь палец, смахивая осколок стекла с пальто. Выйдя из машины, он сказал: "Плохо стреляют". Закончилось тем, что по приказу президента-генерала стреляющих перестреляли самих: кого-то – по приговору суда, а кого-то и без. Французское общество Де Голля поддержало.
И еще один хрестоматийный эпизод из биографии президента Де Голля. Антиамериканский скепсис генерала был известен. Так вот в 1965 году Де Голль загрузил два военных корабля ВМС Франции долларовыми купюрами на общую сумму полтора миллиарда, подогнал их к американским берегам и потребовал обменять на золото по официальному курсу. Президент Линдон Джонсон заартачился, но Де Голль выселил из Франции европейскую штаб-квартиру НАТО, а Франция вышла из военной организации НАТО. В итоге Де Голль выручил за, как он говорил, "зеленые фантики" 1350 тонн чистого золота. Пример Франции оказался заразительным для Канады, Японии и Германии. Те тоже стали тихо избавляться от "зеленых фантиков". В итоге уже при следующем президенте США после Джонсона – Никсоне – доллар перестал обеспечиваться золотом.
Такие были в ХХ веке политики. Де Голль – безусловная гордость Франции. С благодарностью Де Голля всегда будут помнить и в России.