Россия спасла и армян, и азербайджанцев

Как распад Советского Союза привел и к нынешней войне в Карабахе?

21 ноября по поручению президента Путина солидная правительственная делегация России с участием вице-премьера Оверчука, а также министров обороны и иностранных дел, глав МЧС, Минздрава и Роспотребнадзора побывала в Ереване и Баку. Встретившись с руководством Армении и Азербайджана, делегация из России обсудила гуманитарные задачи и вопросы реализации трехстороннего заявления по Карабаху.

Отдельные встречи в Ереване провели Сергей Шойгу с премьером Армении Николом Пашиняном. С Пашиняном встретился и Сергей Лавров.

"Хочу отметить, что мы очень высоко ценим ваше присутствие в нашей стране. Я думаю, что все мы в течение последних месяцев особенно чувствовали поддержку Российской Федерации и те дружественные и союзнические отношения, которые есть традиционно между нашими странами", – заявил Пашинян.

В Баку с президентом Ильхамом Алиевым отдельную встречу провел Сергей Шойгу, а вслед за ним и Сергей Лавров.

Ранее Путин, который лично на протяжении многих недель занимался тушением карабахского пожара, ответил на важнейшие вопросы, что возникают в головах всех участников войны и всех россиян, для которых эта застарелая проблема вдруг стала столь острой. В очень откровенном интервью корреспонденту ВГТРК Павлу Зарубину президент России для начала определил самое главное на текущий момент.

"Самое главное, что удалось сделать, – это прекратить кровопролитие. Я уже говорил, свыше четырех тысяч человек погибли, и это только по официальным данным. На самом деле, я думаю, больше. Десятки тысяч ранены, искалечены. Послушайте, это же не кино. Это трагедия, которая происходит в жизни с конкретными людьми, с конкретными семьями. Поэтому прекращение кровопролития – это главный результат", – заявил глава государства.

Достигнутый результат – спасение 30 тысяч жизней армян, оказавшихся в окружении и безо всякой надежды на спасение. Спасение жизней азербайджанских солдат и мирных людей, которые могли быть потеряны, если бы война не остановилась. Результат важнейший, но все же промежуточный. Сверхзадача – уврачевать непримиримый конфликт двух близких нам народов, создав для этого условия на земле. При этом все понимают, что история бойни за Карабах давняя и запущенная.

"Чтобы понять, что происходит, нам придется все-таки вернуться назад, в историю. Я вынужден напомнить, что все это началось уже в далеком 1988 году, когда произошли столкновения на этнической почве в азербайджанском городе Сумгаит", – сказал Владимир Путин.

Президент упоминает Сумгаит. В конце февраля 1988-го в этом городе-спутнике Баку случилась волна стихийных протестов, что вылилась в жестокие армянские погромы. "Горючим материалом" там стали азербайджанские беженцы из Армении и Нагорного Карабаха.

На заре СССР, когда кроили внутренние границы экспериментального социалистического государства, Нагорный Карабах в 1921 году получил статус автономной области в составе Азербайджанской ССР. Абсолютное большинство населения автономии составляли армяне. Тогда казалось, что такое устройство – компромисс между претензиями сильного Азербайджана на землю и аргументами компактного армянского анклава в пользу культурной автономии. Да и национальность не была тогда главной для пролетарской культуры, где лозунг "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" казался всепобеждающим.

Советская модель в Нагорном Карабахе исправно работала до горбачевской перестройки. Смешанные браки между азербайджанцами и армянами были нормой, Баку славился своими интернациональными традициями, азербайджанцы мирно жили и в Армении, и в Нагорном Карабахе. Кстати, азербайджанцев там было чуть больше 20%, остальные – армяне.

Надломилась вся советская межнациональная конструкция, когда в Степанакерте стала бродить мысль выйти из состава Азербайджана и присоединиться к Армении. 20 февраля 1988 года мысль оформилась в официальное обращение Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) к руководству СССР и сразу к властям союзных республик – Азербайджану и Армении – с просьбой переподчинить область Еревану. В Степанакерте – многолюдные митинги в поддержку.

В те дни я сам был там как журналист. И прекрасно помню, сколь вдохновлены были армяне в Степанакерте и сколь возмущены были жители Шуши, где большинство составляли азербайджанцы.

22 февраля – вооруженное столкновение в Аскеране. Двое азербайджанцев убиты. Спустя всего лишь неделю разъяренная толпа устраивает жестокие армянские погромы в Сумгаите. Под горячую руку попали и русские.

Горбачев никак не отреагировал на обращение армян Нагорного Карабаха. Просто спрятал голову в песок. Словно и нет ничего. Словно советская система все еще исправна и работает на всей территории Союза.

Позже в Нагорном Карабахе был создан Комитет особого управления автономной областью, отправлены туда 5,5 тысячи бойцов внутренних войск. Среди них уже и жертвы. Настроение даже на главный советский праздник – в годовщину Великой октябрьской социалистической революции – не праздничное.

Туман в Степанакерте. И туман в представлениях о будущем. Что дальше, никто не знает. Неприязнь "пухнет". Люди запасаются оружием. Война на носу. Кремль молчит.

"Тогдашнее руководство Советского Союза не отреагировало должным образом на происходящие события. Повторю еще раз, это вещи тонкие, здесь я не хочу занимать чью-то сторону, кто прав, кто виноват. Сейчас вообще невозможно сказать, но навести порядок нужно было, защитить людей надо было, гражданское население. Этого сделано не было", – отметил Путин.

Пущенная на самотек ситуация становилась неуправляемой. В советской центральной прессе, несмотря на громко объявленную гласность, тема Карабаха, армянских погромов в Сумгаите, а позже и в Баку стала запретной. Да что там говорить, когда беженцев из Азербайджана и Армении было уже сотни тысяч, само слово "беженец" было на Центральном телевидении запретным.

Программе "7 дней" – а это наши предшественники – приходилось с трудом легализовать новые слова, называющие новые явления. Они словно обжигали. Никогда не забуду это человеческое отчаяние, с которым столкнулся, беседуя с азербайджанцами, вытесняемыми из Нагорного Карабаха.

Кстати, на них "нажглась" и сама программа "7 дней". В начале 1990 года решением Секретариата ЦК КПСС передачу закрыли. Именно из-за сюжетов о Карабахе.

А на земле проблема разрасталась как снежный ком. Ярким образом стала школа, внутри которой выросла стена, разделив азербайджанцев и армян – и учителей, и детей – которые совсем недавно учили и учились вместе.

Пиком ожесточения стали неистовые действия азербайджанских националистов под руководством Эльчибея. Под лозунгом "Слава героям Сумгаита!" разъяренные молодчики безжалостно расправлялись с бакинскими армянами. В итоге сотни тысяч армян покинули свою родину. Эльчибей вознесся до поста президента, но удержался лишь год. Азербайджан пошел в разно. И кто знает, что бы стало сейчас с Азербайджаном, если бы не приглашенный из Нахичевани Гейдар Алиев. Его мудрость и выдержка тогда спасли страну, настроив на созидательный лад, укрощая темперамент, соизмеряя мечты с возможностями. Ну, а в Карабахе разразилась война.

"И тогда армяне сами взялись за оружие, и начался этот затяжной, многолетний конфликт, который привел к тому, что в 1991 году Карабах объявил о своей независимости, суверенитете, самостоятельности, а в 1994 году были подписаны Бишкекские соглашения, Бишкекский меморандум, который прекратил боевые действия на тот момент времени. А что было в результате? В результате Карабах объявил о своей независимости, как я уже сказал, и еще семь прилегающих к нему районов перешли под контроль армян, по сути, под контроль Армении. Вот, собственно говоря, это то, что досталось нам из прошлого, и то, что надо было решить", – напомнил Владимир Путин.

То есть нам досталась конструкция, над которой дипломаты бились четверть века. Все это время Нагорный Карабах и семь районов вокруг него, взятые под контроль армянами к 1994 году, оставались по международному праву территорией Азербайджана. При этом самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика не была признана никем, даже Арменией. Такое же положение остается до сих пор. Никаких оснований пересматривать его пока нет. Мирные возможности для этого упущены. И есть слово "поздно". Теперь по факту имеем результаты второй Карабахской войны. И уже в этих условиях налаживаем мирную жизнь. Скрупулезно. Никуда не забегая.

"Армения же не признала независимость и суверенитет Нагорного Карабаха. Это означало с точки зрения международного права, то и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской Республики. Окончательный статус Карабаха не урегулирован. Мы договорились о том, что мы сохраняем статус-кво, на сегодняшний день существующее положение. Что будет дальше, это предстоит решить в будущем или будущим руководителям, будущим участникам этого процесса. Но, на мой взгляд, если будут созданы условия для нормальной жизни, для восстановления отношений между Армений и Азербайджаном, между людьми на бытовом уровне, особенно в зоне конфликта, то это создаст условия и для определения статуса Карабаха", – считает Путин.

То есть главное сейчас не статус, а реальная безопасность людей, возвращение беженцев с обеих сторон и налаживание совместной жизни. Именно совместной. Поскольку по международному праву Нагорный Карабах – территория Азербайджана, то значит, и ответственность за порядок на этой территории – на Азербайджане. Российские миротворцы там сейчас лишь для того, чтобы не сорвался хрупкий мир. А дальше – переговорный и политический процессы.

И все помнят, как его перспективу изложил президент Азербайджана Ильхам Алиев: "Ни при каких условиях Азербайджане не даст согласие на независимость Нагорного Карабаха. Но одновременно наше предложение исходило из того, что в будущем на территории Нагорного Карабаха должны мирно жить и сосуществовать армянская община и азербайджанская общины, уак это происходит, кстати, и в других населенных пунктах Азербайджана, в том числе в Баку, где есть многотысячная армянская община, в России, в Грузии, в других странах, где армяне и азербайджанцы иной раз живут и работают в одном селе и между ними не возникает никаких противоречий. Почему бы этого нельзя добиться у нас? Мы на это настроены, но, конечно же, должны быть устранены последствия этнических "чисток", и все наши вынужденные переселенцы должны вернуться в собственные дома".

Процесс на земле, однако, несет в себе свои риски. Как бы возвращающиеся азербайджанские беженцы не начали мстить. Тогда и дальше – по спирали. Так или иначе, а в телефонном разговоре с Алиевым Путин обратил внимание на остающиеся христианские храмы и монастыри в районах, переходящих под контроль Азербайджана. Он также подчеркнул важность "обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь". Алиев, как сообщается в отчете Кремля о разговоре, выразил "понимание и сказал, что именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона".

И здесь важно одно обстоятельство. Личные отношения между Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым имеют давнюю и твердую традицию. Переговоры бывают трудными, но каждый из лидеров подчеркнуто держит слово, данное другому. Это известно. И незыблемо. Уверен, так будет и на этот раз. Но отношения народов куда сложнее отношений двух людей. Впрочем, история знает случаи, когда и взаимную неприязнь народов удавалось уврачевать после множества кровопролитных войн. Самый нейтральный пример здесь – отношения немцев и французов.

"Хочу обратить внимание на то, что не менее тяжелая и трагическая история была у многих европейских народов в отношениях друг с другом. Например, та же Франция и Германия. Сколько раз они воевали между собой... Сейчас они в рамках НАТО вместе осуществляют свои функции по обороне и безопасности так, как они считают нужным это сделать, сотрудничают в рамках Европейского экономического сообщества. Они преодолели все это, перешагнули и в интересах будущего своих народов двигаются дальше", – подчеркнул Владимир Путин.

Кстати, опыт переворачивания страниц, преодоления обид есть и в наши дни – у России и Турции. Разве не так? Разговаривать надо, умение посмотреть на себя со стороны тоже не вредит. Трезвая оценка своих возможностей тоже полезна. Можно надеяться, что и в отношениях Азербайджана и Армении все это сработает. Понятно, что истинно доброжелательных советчиков будет немного.

Вот, например, что заявил глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин: "Некоторые западные страны через имеющиеся каналы провоцируют армянских и азербайджанских националистов на дискредитацию и срыв договоренности о прекращении огня. Армян пытаются убедить в том, что мир в Нагорном Карабахе – это поражение Еревана. Вбрасывается идея о необходимости "войны до победного конца". Азербайджанцам, напротив, говорят, что Кремль "украл у них победу", когда азербайджанская армия была в шаге от взятия Степанакерта. Подобные действия – лишнее свидетельство того, что США и их европейские друзья, как всегда, решают свои задачи за счет интересов простых людей, в этот раз – азербайджанцев и армян".

В любом случае с Азербайджаном взаимодействие по ходу возвращения ему районов Нагорного Карабаха будет все более плотным. Что же касается армян, которым с Запада навязывают тезис об одиночестве и покинутости Россией, кстати, хоть одна, льющая крокодиловы слезы западная страна, сделала в эти недели для Армении хоть что-то конкретное вообще? А вот Россия, видите ли, оставила армян в одиночестве.

"Что касается того, не чувствовала ли себя Армения в одиночестве, уверяю вас, что Российская Федерация в рамках и многосторонних, и двусторонних обязательств, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, полностью выполняла все свои обязательства, за что руководство Армении, в том числе в лице премьер-министра Пашиняна, неоднократно выражало слова благодарности и подчеркивало, что Россия в полном соответствии со своими обязательствами выполняет все обязательства в этой сфере. Мы, кстати говоря, исходили и из того, что даже в ходе таких серьезных событий должен быть соблюден баланс сил. Уверяю вас в том, что Армения не чувствовала себя брошенной, забытой. И Россия сделала все, чтобы этого не было. Но так сложилась ситуация на поле боя, именно так, как она сложилась, о чем и сказал откровенно и честно премьер-министр Пашинян", – сказал глава российского государства.

Да, но оппозиция в Армении сейчас митингует и призывает не соблюдать договоренности. По словам Путина, для Армении это было бы ни чем иным, как самоубийством. А что касается раскола в обществе, то сколь позволителен он вообще сейчас для Армении? Не комментируя события именно в этой отдельно взятой стране, Путин все же формулирует общее, универсальное правило.

"Воюющая или находящаяся в опасности возобновления боевых действий, как это всегда было на протяжении предыдущих лет, страна все-таки не может позволить себе вести себя таким образом, в том числе в сфере организации власти, чтобы раскалывать общество изнутри. Мне кажется, это абсолютно недопустимо, контрпродуктивно и в высшей степени опасно. Считал и считаю, что страна, которая находится в достаточно сложном положении, на грани боевых действий, не может себе позволить организацию внутренней политической жизни и власти с помощью улиц. До хорошего этого не доводит. Раскол общества не ведет ни к чему хорошему. Консолидировать надо общество, а не разваливать", – уверен Путин.

Вот таков настрой.