Великобритания отменит общенациональный карантин на следующей неделе – об этом заявил премьер-министр Борис Джонсон. Вместо этого вводят локальные ограничения. Похожая схема действует в Израиле. Какие меры ввели в этой стране, и насколько они эффективны?
Шестьсот-семьсот заболевших в день – на эти показатели Израиль вышел уже четыре недели назад. Обнадеженные успехом герметичного карантина, уставшие от запретов и ограничений люди уже почувствовали вкус свободы: младшие школьники сели за парты, открылись уличные магазины, дамы вернулись в парикмахерские и косметические салоны. Казалось, что лишь несколько дней отделяют страну от полноценной жизни, но коронавирус не сдался. Эпидемиологическая обстановка будто застыла, и куда она качается завтра, не знают даже профессионалы.
Профессор, иммунолог, заведующий отделением иерусалимской клиники Хадасса Хар ха-Цофим Яков Беркун подчеркивает: "Мы предприняли все необходимые шаги, но мы боимся, что зима только началась и, может быть, через пару недель мы уже увидим увеличение числа больных и короной, и ковидом, и другими зимними вирусами".
Инфлюэнца приходит в Израиль в декабре. Медики, привыкшие к переполненным зимой терапевтическим отделениям, на этот раз с осторожной надеждой говорят о том, что случаев сезонного гриппа еще не было. Возможно, причина – в тех самых масках и социальной дистанции, которые стали здесь повседневной привычкой. Больницы, которые еще недавно едва справлялись с потоком больных COVID, вздохнули с облегчением. Они воспринимают это как паузу между второй и третьей волной.
На обязательных сегодня в коронавирусных отделениях израильских больниц экранах видно, что пик эпидемии пройден, число людей, нуждающихся в аппаратах искусственной вентиляции легких, уменьшилось, а специалисты говорят о том, что резко упали показатели смертности.
Медики уже давно наработали протоколы лечения осложнений COVID-19, больницы перепрофилировали ряд отделений для лечения пациентов с коронавирусом. Но разговоры о том, что, проходя через человеческую популяцию, вирус слабеет, практикующие врачи считают безосновательными. "Это правда, что коронавирус мутирует. Но мы пока не видим, что он стал слабеть. Однозначно то, что мы научились лучше его лечить, у наших медработников появился опыт, мы поняли, где заблуждались на первых порах. Я уверен, что при третьей волне мы найдем еще лучшее решение многих проблем", – говорит профессор, заведующий отделением клиники Ихилов
Даниель Шепшилович.
В коронавирусных отделениях даже мелочи красноречиво свидетельствуют о том, что экстраординарные решения прошлой весны сегодня стали обязательной рабочей рутиной. Когда-то, отправляясь в палату, медики писали на защитных комбинезонах свои имена, затем – вешали на грудь принесенную из дома фотографию. Теперь клиника сама печатает цветные портреты врачей, сестер и санитаров, чтобы больной мог видеть лицо того, от кого зависит его жизнь. Министр образования требует открытия школ для средних и старших классов, министр туризма ратует за открытие гостиниц, министерство финансов ходатайствует о возобновлении работы ресторанов и торговых центров.
Но все в руках людей, собирающихся вопреки запретам на свадьбы – и в арабских деревнях, и в городах, где большинство исповедует ортодоксальный иудаизм. Горький опыт говорит, что за свадьбами обязательно последуют похороны, а за нарушением предписаний Минздрава – новый скачок эпидемии.