Отключили дома тепло или свет на весь день? Из крана течет ржавая вода? Вы вправе потребовать перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Платить за часы, когда эти услуги не оказывались или оказывались некачественно, граждане не обязаны.
"Тут плед, одеяло, куртка, штаны, кофта. Чтобы не заболеть", – показывает Анастасия Корсакова.
Несколько дней в доме, где живет семья Корсаковых из Смоленска, температура не поднимается выше 12 градусов. Котлы индивидуального отопления выдали ошибку, а газовые плиты и вовсе перестали работать. Без тепла оказались все пять этажей новостройки.
"Три дня мы жили вообще без газа. Если нет газа, то нет горячей воды. Поесть приготовить не можешь, помыться не можешь", – рассказывают жильцы многоквартирного дома.
С перебоями в оказании коммунальных услуг ежедневно сталкиваются тысячи россиян. За такую ненадлежащую работу коммунальных организаций граждане, по закону, имеют право требовать перерасчет. А с 7 ноября этого года в Жилищный кодекс чиновники внесли еще одну приятную поправку.
"Теперь перерасчет можно получить не только за перерыв, но и за то, что услуга будет оказана некачественно . То есть, простым языком, если вместо прозрачной воды у вас течет ржавая, температура не соответствует норме и так далее", – пояснил юрист, замдиректора НП "ЖКХ Контроль" Андрей Костянов.
Перерасчет можно требовать, если некачественно оказаны услуги по семи основным видам коммунального обслуживания: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, газ и электроснабжение, освещение мест общего пользования и вывоз мусора. Требования и параметры к каждой из услуг прописаны в 354-м постановлении правительства.
Например, отключение электричества допустимо максимум на 24 часа, если в доме только один источник питания. Если источника два, то свет в квартирах может погаснуть максимум на пару часов. За каждый лишний час без электричества платеж снижается на 0,15 процента. На такую же сумму снизится платеж и за лишний час сбоя в системе газоснабжения. Подача газа в квартиры может быть прервана максимум на четыре часа суммарно за месяц.
"В отношении такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение уже четыре параметра: это бесперебойное горячее водоснабжение, также температура должна быть 60 градусов. Следующий параметр в отношении горячей воды, например, – это ее состав: вещества, которые в нее входят, не должны превышать предельно допустимых концентраций. И давление еще", – рассказал руководитель проекта направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Игорь Колесников.
Допустимый срок перерыва в водоснабжении составляет 8 часов суммарно в течение месяца или четыре часа за раз. Не было воды дольше – можно смело требовать перерасчет. Плата за воду в таком случае снижается на 0,15 процента. Если же вода не отвечает нормам качества, то за дни, когда из крана течет ржавчина или вода воняет тиной, можно не платить вовсе. Главное в такой ситуации – не растеряться.
"Вы оформляете акт о некачественном предоставлении коммунальной услуги, привлекаете двух свидетелей, достигших 18 лет, полностью дееспособных – это могут быть ваши соседи по лестничной клетке, – говорит Костянов. – Совместно составили акт, подписали, пошли в управляющую организацию, и она должна вам сделать перерасчет".
Пересчитать суммы платежей за некачественно оказанные услуги коммунальные службы обязаны уже к следующему расчетному периоду.