В Магадане началась инвентаризация затопленных судов на дне бухты Нагаева. В городе работали военные водолазы, которые в первую очередь исследовали местонахождение подводных лодок и кораблей, затопленных в советское время. Всего говорят о двух десятках судов на дне моря в акватории Магадана. После с составления подробной карты их местонахождения в регионе планируют начать их подъем и утилизацию. Однако местные дайверы просят не торопиться, многие из затонувших судов привлекают в регион туристов и фотографов, сообщает ГТРК "Магадан".
Водолазы военно-морского флота России тщательно обследуют магаданскую бухту Нагаева. В первую очередь, их интересуют военные корабли и подводные лодки, затопленные десятки лет назад. Параллельно осматривают и гражданские суда. Все это начало большой инвентаризации, после которой суда планируют поднимать и утилизировать.
На дне Охотского моря только в бухте Нагаево больше десяти затонувших судов и кораблей. Некоторые из них мешают судоходству, другие представляют экологическую опасность: на их борту мазут и разного рода химикаты. Отдельная проблема – брошенные суда, стоящие у берега. Они портят вид и тоже опасны, по ним бегают дети. О проблеме затонувших судов в Охотском море под Магаданом начали говорить два года назад. В бухте Нагаева обнаружили нефтяное пятно, источник которого был не известен. Разбираясь, выяснили, что в этих местах в начале 2000-х затонул траулер "Профессор Моисеев", и топливо потекло именно с него. Экологи забили тревогу. Власти заявили о необходимости полностью расчистить дно в этих местах.
У каждого из затонувших под Магаданом судов своя история. Самые знаменитые – "Выборг" и "Генерал Ватутин", взорвавшиеся в 1947 году. Суда перевозили взрывчатку для золотодобычи и взорвались прямо в порту Магадана.
Александр Новосардов, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея, рассказал:
"Некоторые разрушения были и в городе. Была создана комиссия, по результатам этой комиссии все суда, которые пострадали при взрыве, "Ватутин" и "Выборг", были подняты со дна морского и вывезены в Приморье. На утилизацию. Однако реальность была другая, часть "Генерала Ватутина" была вывезена непосредственно к берегу и затоплена. И в настоящее время лежит там".
Тогда же, говорят историки, весь груз с этих затонувших судов, в том числе, и опасные для экологии вещества, подняли водолазы. Так что сейчас эти суда фактически пустые. Магаданский водолаз-любитель Максим Брижик уверен, что далеко не все, что утонуло, нужно поднимать. Бухта Нагаева сейчас привлекает дайверов со всей России именно своим уникальным подводным миром. Максим даже готовит выставку фотографий, сделанных как раз у затонувших судов. Гигантские медузы и крабы на фоне старых кораблей – это уникальное зрелище, говорит дайвер:
"Тот же самый Выборг – это дайвсайд мирового уровня. То есть все люди, которые приезжают, которых мы привозим сюда, фотографы с хорошими именами, восхищаются этим кораблем. Он дает большое разнообразие на том месте, где находится. Не будь его, это голый песок и галька. Те же самые подводные лодки, которые лежат в укреплении пирса недостроенного. Пять подводных лодок, затопленных на комфортных глубинах для любительского дайвинга".
Как бы там ни было, но суда, пусть и не все, нужно поднимать, говорят в правительстве региона. Сейчас проблема в том, что у большинства из них нет собственника. Поэтому начнут с тех, что находятся на балансе у Росимущества. Их передадут в собственность региона.
Олег Косолапов, министр природных ресурсов и экологии Магаданской области, сообщил:
"Одно из них находится на воде, его нужно будет вытащить на берег и утилизировать. Начнем с этого, ну, а вообще, естественно, в зиму подо льдом мы не сможем работать. Первоочередное, это подъем судна "Профессор Моисеев", который наносит наиболее сильный ущерб экологии".
В следующем году в Магадан должно прибыть специальное судно, которое полностью просканирует дно Охотского моря в прибрежной зоне. Затем составят подробную карту расположения всех затонувших траулеров, кораблей и пароходов. В первую очередь, планируют поднять те, что признают опасными для экологии региона.