До 15 января как минимум 30 процентов работников московских компаний продолжат трудиться из дома. По словам мэра столицы Сергея Собянина, мера эта вынужденная, так как число заболевших растет.
Об этом глава города рассказал в эфире телеканала "Россия 24": "Самое неприятное, что последние дни мы видим большой прирост госпитализаций и динамику выявления больных. Система справляется, но с каждым днем работа становится более напряженной". В мэрии говорят, что частичные ограничения – способ избежать тотального локдауна. В том числе, речь идет об удаленном формате работы сотрудников.Проще всех, по данным сервиса Работа ру, дистанционный режим сохранять IT-компаниям, различным службам поддержки и колл-центрам – там из дома работает, в среднем по 70-80 процентов персонала. Производящие компании и те, кто лично должен общаться с клиентами, 30-процентую квоту соблюдают за счет удаленной работы бэк-офисов – юристов, бухгалтеров, экономистов.
Но есть компании, для которых уход на удаленку – настоящая проблема. Прибыль теряет бизнес, напрямую связанный с обслуживанием офисного персонала: клининговые сервисы, общепит в деловых центрах и салоны красоты. Ну и сами владельцы офисных помещений – спрос на них упал до минимальных за 14 лет значений. Те, кто потратился на безопасные системы удаленного доступа и оборудование для сотрудников, теперь экономят на квадратных метрах.
Член правления, клиентский директор Почта Банк Павел Тулубьев поясняет: "Сэкономили большую сумму, за год порядка 6 процентов. Мы, безусловно, экономим на аренде. В моменте мы можем сэкономить только на условиях по аренде, если мы меньше пользуемся, но концептуально в будущем мы будем использовать меньше арендных площадей на тот же коллектив. В будущем это, конечно же, отказ от арендных площадей, потому что мы считаем, что для многих специальностей не требуется присутствия 5 дней в неделю".
Усовершенствовать регулирование дистанционной работы – такое поручение правительству дал Владимир Путин по итогам встречи с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. Задача в том, чтобы соблюдался баланс интересов работника и работодателя, а бизнес нес минимальные расходы на организацию удаленного режима.
Тем временем, Госдума в третьем чтении приняла законопроект об удаленной работе. В нем прописаны три возможных трудовых режима: дистанционный, временный дистанционный (не больше 6 месяцев) и комбинированный, когда часть времени человек проводит в офисе, а часть работает из дома. Вступить в силу закон должен уже 1 января.
Для перевода на удаленку теперь будут составлять новый договор или дополнительное соглашение к действующему. В чрезвычайных ситуациях на работу из дома сотрудника смогут перевести без его согласия, но работодатель должен будет обеспечить его оборудованием и возместить затраты, например, на интернет, антивирусные программы и даже электричество.
Если двое суток сотрудник не на связи, его могут уволить, но при этом оплачивать как сверхурочную занятость нужно все то время, которое работник взаимодействует с начальством, если это больше, чем его рабочий день.
"Сейчас, не имея этого закона, компании достаточно спокойно подписывают сотрудникам дополнительное соглашение, в котором прописывают, что у него режим работы из дома не пребывая в офисе, тем самым соблюдая трудовой договор, что у них сотрудник находится не в офисе. Понятно, что введение регулирования положительно отразится на сохранении удаленного режима работы и после выхода из пандемии", – подчеркивает заместитель генерального директора сервиса Работа.ру Алексей Ветерков.
По результатам исследования Raiffeisen Bank, в той или иной мере режим удаленной работы в России уже используют 80 процентов компаний. Чаще других из дома стали трудиться жители Москвы, Екатеринбурга и Краснодара. Из 5 тысяч опрошенных 69 процентов при этом уверены, что работают дома так же эффективно, как и в офисе, но почти половина (47 процентов) предпочла бы гибридный график, то есть, возможность совмещать удаленный и офисный режим.
Правда, надо отметить, что весной процент недовольных удаленной работой был существенно выше. Видимо, дело привычки.