Тема:

Скончался Марадона 8 месяцев назад

Марадона воплощал сущность Аргентины

Как Диего Марадона отказался от американского гонорара в 100 миллионов долларов? И какая страсть была у него сильнее футбола?

Мир на этой неделе простился с лучшим футболистом планеты всех времен и народов Диего Марадоной. Он любил футбол, наверное, как никто другой. И, казалось, нет у него большей страсти. Но это не так. Больше футбола Марадона любил Аргентину – мягко говоря, не самую богатую страну и не самую успешную. И это уже культурное измерение спорта. Нечто большее, чем очки, голы, секунды. Дух.

Единственную войну, которую на памяти Марадоны Аргентина вела, – против Британии за тихоокеанский архипелаг Мальвины, что для англичан – Фолкленды, – Аргентина с треском проиграла, подвергшись унижению. Это был 1982 год.

Для Марадоны это военное поражение стало поводом прямо-таки для кровной мести. Ждать момента расплаты пришлось четыре года. И вот сладкий момент настал. 1986 год. Четвертьфинал чемпионата мира. Матч Аргентина – Англия. Марадона – капитан сборной Аргентины.

"Да, перед игрой мы говорили, что футбол не имеет никакого отношения к войне за Мальвинские острова. Но мы прекрасно знали, что англичане убили там немало аргентинских парней. Убили, словно маленьких птичек. И эта игра стала местью", – говорил Марадона.

Проход к воротам, борьба на верхнем этаже. Но английский вратарь Шилтон почти на 20 сантиметров выше Марадоны – 183 и 165. И чтобы забить, Марадона почти незаметно "наращивает" свою голову на кулак. Гол! Судья-тунисец взятие ворот засчитал, несмотря на протесты. Спустя минуты в этом же матче Марадона забьет лучший гол в истории футбола: 2:0!

Но поскольку один мяч англичане все же сквитают, то решающим в игре оказался спорный гол Марадоны. Аргентина тогда стала чемпионом мира. А для Марадоны дилемма между преданностью футболу как честной игре и преданностью Аргентине – страстному желанию отомстить за Родину – была решена определенно. Зная, что судья просмотрел нарушение, Марадона отшутился, мол, гол забит головой и "рукой Бога".

"Рука Бога" – с тех пор это стало крылатым выражением. Конечно, можно спорить, уместно ли по мотивам патриотизма выигрывать в спорте, нарушая правила, но для Марадоны тогда так вопрос не стоял. Ради Родины он готов был на все. Тем более что судья гол ведь засчитал. А судья есть судья.

Еще один тест на патриотизм Марадона прошел в 1989 году. Американцам предстояло провести у себя чемпионат мира по футболу в 1994-м. За пять лет до этого компания IMG провела глобальное исследование, по которому Марадона оказался самым популярным человеком на планете. Ну, и аргентинцу со всей американской прямотой было предложено стать лицом ЧМ в США. За перехватывающий дух гонорар – 100 миллионов долларов. Плюс отдельная нехилая оплата всех разовых промособытий чемпионата. Тогдашний госсекретарь США Генри Киссинджер лично позвонил Марадоне и дал слово не брать с этих сумм налоги.

Но при всей любви к футболу Марадона отказался. Лишь из-за одного нюанса в контракте: нужно было согласиться на паспорт США, произнеся, как обычно при этом, клятву с обычными в ней словами. И вот эти слова, которые даже за 100 миллионов долларов отказался произнести Марадона: "Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединенных Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединенным Штатам".

Вместо этого от Марадоны услышали следующее: "Они просили меня стать американцем. Американцем! Да, мне предложили космические деньги, но гражданство, возможность быть аргентинцем вообще не имеют цены".

В книге "Марадона – иконография Родины", изданной в 1997 году, аргентинский архитектор, писатель и кинематографист Густаво Бернстайн так писал о национальном герое: "Марадона – это наш максимальный образ. Никто не воплощает нашу сущность лучше. Никто не носит наш герб более благородно. Ни одному другому за последние 20 лет мы не дарили столько страсти и любви. Аргентина – это Марадона, Марадона – это Аргентина". Поклонники кумира даже основали в Аргентине в честь Марадоны Церковь Iglesia Maradoniana. У нее есть свои храмы, где можно и повенчаться, свои праздники, включая Рождество – 30 октября в день рождения Марадоны.

Конечно, Церковь Марадоны – большая шутка, но и плохому там не научат. Вот, например, как звучит 4-я из ее 10 заповедей: "Защищай цвета Аргентины и уважай других людей". Да, на любовь к Аргентине аргентинцы отвечают Марадоне взаимностью.