Швеция перешла к усилению ограничительных мер из-за ковида. Эксперимент с приобретением коллективного иммунитета признан провальным. Смертность выше, чем у соседей, а расчет на выигрыш в экономике не оправдался. Швеция привлекала к себе внимание с начала весенней пандемии, когда отнеслась к ней вполне себе либерально: никакого карантина, маски можно не носить даже в больницах, ведь они создают ложное чувство безопасности, а коллективный иммунитет образуется сам собой. В результате – горькое разочарование. И запоздалые авральные меры.
Стокгольмская ратуша – место, где вручают Нобелевскую премию. Швеция прочно ассоциируется с наукой как глобально, так и не внутри страны. Поэтому, когда в начале пандемии власти решили, что королевство пойдет своим путем, шведы доверились, но теперь наступило разочарование.
В Старом городе все еще светятся витрины магазинов и ресторанов, а персонал внутри работает без средств защиты. Но чем короче становятся дни, тем выше ползет график количества заражений: вторая волна продолжает набирать обороты. Буддийское спокойствие все большему количеству шведов кажется странным.
82% шведов сомневаются в том, что их здравоохранение справится с эпидемией, это данные опроса компании Ipsos. А 44% считают, что правительство не предпринимает достаточно мер. Всему виной удвоившееся количество госпитализаций за последние две недели.
Виталий Грозман – хирург-онколог, заведующий отделением в крупнейшей стокгольмской больнице. Там вновь переносят операции, не связанные с ковидом. Коллективный иммунитет, о котором первые заговорили именно шведы, без вакцины за первую волну не сформировался.
"Психологически людям гораздо легче переносить добровольное ограничение. Можно рассуждать о том, что у этой либеральной шведской стратегии есть определенная цена, а именно количество умерших от коронавируса в Швеции больше, чем во всех остальных скандинавских странах вместе взятых", – говорит Грозман.
По последним данным, в Швеции от коронавируса скончался 6681 пациент. Это в 21 раз, больше, чем, например в Норвегии. Или в 8 раз больше, чем в Дании. При этом 73% всех погибших в Швеции – это подопечные домов престарелых.
"Такое количество смертей среди людей старшего возраста – это абсолютно недопустимо, это ошибка шведской стратегии", – считает один из медиков.
Архитектор шведской модели, главный эпидемиолог королевства Андерс Тегнел в интервью в мае заявлял, что у шведов к осени будет иммунитет. Теперь на брифинге Тегнел признал свой просчет.
Отличия Швеции от другого Евросоюза видно сразу. Как минимум, здесь по-прежнему необязательны маски в общественных местах. Исключение – только больницы. Потому те ограничения, что ввели здесь, – практически революция.
Теперь нельзя собираться группами больше 8 человек, и ясно, что это правило останется до Рождества. Запрещена продажа алкоголя в ресторанах и барах после 10 вечера. А в Стокгольме и Мальме вводятся и дополнительные меры – закрываются бассейны, спортзалы и музеи. Премьер-министр Левен обратился к нации в новой тональности: "Это ясный сигнал для каждого в нашей стране: не ходите в спортзал, не ходите в библиотеку, рестораны, на вечеринки – отмените все!"
"Мягкий" путь не привел Швецию и к экономическим успехам – ВВП королевства во втором квартале снизился на 7,7%. Это худший показатель среди всех скандинавских стран.
"У нас этот коронавирус уже 10 месяцев, и они до сих пор не знают, что с ним делать. Я считаю, что Швеция не усвоила урок. Мне кажется, ношение масок в общественных местах стоило бы ввести", – говорит одна из местных жительниц.
Сторонников модели, похожей на шведскую, без масок и карантина, задержали накануне в Лондоне. Масштабная акция против рождественского локдауна закончилась арестом 60 участников.
Глава Хоум-офиса Пател по итогам поблагодарила полицию и напомнила, что правительство с помощью ограничений хочет спасти как можно больше жизней.
Германия, до недавнего времени успешно справлявшаяся с распространением инфекции, преодолела рубеж в 1 миллион заражений. Число пациентов с тяжелым течением болезни, нуждающихся в ИВЛ, выросло в 10 раз с начала октября .
"Ограничения 2 ноября необходимо продлить до 30-го – с определенными ужесточениями. Мы призываем граждан избегать ненужных контактов. Речь идет о поездках, туризме. Подходит лыжный сезон, и мы попытаемся закрыть все лыжные курорты", – заявила Ангела Меркель.
Наоборот, снять напряжение решили во Франции, Польше, Ирландии и на севере Италии – везде открывают магазины.
Бельгийские врачи предостерегают: не стоит ослаблять ограничительные меры на Рождество. Госпитали балансируют на грани возможностей.
"Нас ждет катастрофа. Если ослабить карантин, то люди начнут пренебрегать правилами дистанцирования, особенно под Новый год, и тогда мы точно столкнемся с третьей волной", – говорят бельгийские врачи.
О том, что третья волна будет, говорят и в лаборатории инфекционных заболеваний Каролинского института в Стокгольме. Инфекционист, профессор Андерс Бьоркман надеется, что к тому моменту в Швеции будет доступна вакцина. Среди основных кандидатов он называет российский "Cпутник V".
"Это один из главных кандидатов на будущее, безусловно. Я знаком с методологией, которая стоит за российской вакциной, и она выглядит очень и очень позитивно. Самое главное для нас – увидеть результаты вакцинированная первых 20-30 тысяч человек", – отметил Бьоркман.
Политизацию вакцинирования профессор Бьоркман считает недопустимой: "Мы должны иметь более тесное сотрудничество в вопросе разработки между странами. Это не болезнь только России, только Швеции или США. Это глобальная проблема, и мы должны обсуждать ее вместе, а не устраивать и здесь очередную политическую драку. Мы должны бороться с вирусом, а не друг с другом".
Кстати, именно Каролинский институт присуждает Нобелевскую премию по медицине.