"Яндекс" запустил сервис объявлений, который в индустрии принято называть англоязычным термином "классифайд". Назвали проект традиционно просто — "Яндекс.Объявления". Площадок таких хватает, здесь же обещана некая алгоритмичность ленты по интересам пользователя, как в соцсетях — благо, данных у "Яндекса" накоплено изрядно. Обещана и высокая детализация информации о продаваемом товаре — тут подключили опыт работы со списками характеристик из "Яндекс.Маркета", то есть искать что-то можно более целенаправленно.
Ну и едва ли не главная проблема всех подобных сервисов – мошенники. Точнее, борьба с ними. Тут опять же построено все на том, что "Яндекс" умеет и на чем преимущественно и зарабатывает: на анализе больших данных и нейросетях. В данном случае это рейтинг пользователей и попытка не дать увести потенциальную жертву с контролируемой площадки.
Павел Алешин, руководитель сервиса "Яндекс.Объявления": "Мы смотрим на поведение человека в интернете. Пользователь "Яндекса" — мы его знаем. И мы сделали рейтинг, который показывает, знаем ли мы человека хорошо или мы человека знаем не очень хорошо, например, мы его недавно видим, он новый, он непонятный. И мы это показываем, соответственно, обеим сторонам сделки в тех местах, где это важно. То есть — на странице объявления, стоит ли начинать, или эта вещь не настолько ценна. Или, например, человек новый, но он продает настолько уникальную вещь, что она нужна — и человек пойдет туда. При публикации объявления мы говорим: "Не показывай никому телефон, общайся в чате", – потому что в чате всегда, прежде чем начать разговор, ты узнаешь с кем ты разговариваешь. Потому что в чате мы научимся в автоматическом режиме проверять те сообщения и ловить сообщения типа "ой, тут неудобно, пойдем в WhatsApp, сейчас я тебе там все объясню". Классический пример мошенничества".
Очевидно, что "Объявления" эти созданы как прямой конкурент уже существующим большим российским сервисам. Конечно, речь идет в первую очередь о вечном сопернике Mail.Ru с его "Юлой", ну и, разумеется, "Авито", который принадлежит гиганту Naspers из ЮАР.
Павел Алешин, руководитель сервиса "Яндекс.Объявления": "В целом все растут, все показывают хорошие показатели год к году. И мы подумали — а что бы нам не пойти? Но мы не целимся в историю, в которой мы хотим именно бизнес "классифайдов" получить как бизнес отдельно стоящий. Для нас это скорее логичная история продолжения деятельности вокруг авто и недвижимости. Наша внутренняя шутка — что квартиры в среднем покупают ноль раз в жизни, машину меняют в три-пять лет. А когда у тебя история вокруг классифайда, ты начинаешь это делать гораздо чаще, словом — расхлами свой шкаф раз в три месяца, почему бы и нет?"
В свою очередь, игроки рынка классифайдов говорят, что приход "Яндекса" закономерен, поскольку это так называемый C2C-сегмент. То есть общаются между собой сами пользователи, технически это сделать несложно, успех зависит в первую очередь от аудитории, а у "Яндекса" она есть. По данным Mediascope, это более 45 млн пользователей в месяц.
Любопытно, что накануне и Mail.Ru сделал шаг в сторону увеличения аудитории своих классифайдов, связав между собой сервис "Юла" и объявления "ВКонтакте". То есть теперь, размещая объявления в соцсети, вы делаете это автоматически и на "Юле" — и наоборот. "ВКонтакте" по данным Mediascope – это около 40 млн пользователей в месяц. У "Авито" в полтора с лишним раза меньше и, как сообщают источники на рынке, компания очень недовольна конкурентом в лице "Яндекса": мол, гигант будет оставлять у себя ту часть пользователей, что сейчас переходят на "Авито" именно из поиска "Яндекса", и опасаются понижения своего проекта в поисковой выдаче, как конкурирующего с собственным сервисом поисковика.