Может ли удаленка в школах вытеснить очное образование, как ограничения из-за пандемии влияют на качество обучения, какие новые цифровые тренды входят в школьные программы, и чего не нужно бояться родителям? О настоящем и будущем российского образования в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
- Сергей Сергеевич, здравствуйте! Естественно, начнем наверно с самой важной темы, которая сейчас стоит перед образованием, это вызов коронавируса, из-за чего многие школы уходят на дистант, и вообще очень много мер. Первое – это сочинение для допуска к ЕГЭ. Очень много всего говорилось – то отменят, то переносят. Потом сообщили, что перенесли на 5 апреля. Это уже окончательная дата? Потому что родители уже не знают, чему верить. Будут еще какие-то переносы или отмены?
- Действительно, ситуация и вызов, с которым мы столкнулись, он не только для нашей страны, он в целом для мира, для системы образования и других стран непростой. Буквально на прошлой неделе Россия была инициатором большой международной конференции ОЭСР "Образование 2030", и как раз на ней также обсуждались эти вопросы. Хочу сказать, что Россия была признана одной из стран, которая максимально эффективно решает эти проблемы, аналогично Сингапуру и Индонезии. Это три страны, с которых во многом берут пример и другие страны.
Понятно, что на первом месте стоит здоровье школьников, здоровье учителей, родителей учащихся. Те вынужденные меры, которые были предприняты в конце прошлого учебного года, обеспечили сохранение здоровья. Это мы видим. Сегодня только 27 школ по всей стране находятся на карантине. Многие регионы продлили каникулы или ввели после каникул дистанционное обучение, но уже 12 регионов – Красноярский край, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская республика, Смоленская область и другие регионы – они вышли из дистанционного обучения и продолжают очное обучение.
- Это все понятно. Что касается сочинения для допуска к ЕГЭ. Будет перенос, не будет переноса, можно родителей как-то успокоить по этому поводу?
- Что касается сочинения, то действительно, решение о переносе принято. Сочинение будет не в декабре, а 5 апреля. Причем так же, как и всегда, будет возможность переписать сочинение, эти сроки тоже установлены. Перенос сочинения – это тоже вынужденная мера, потому что, допустим, в Москве, школы с 1-го по 5-й класс учатся, а с 6 -го по 11-й класс находятся на дистанционном обучении. И мы видим, об этом и мэр говорил, что ситуация в Москве стабилизируется. И как только будет возможность, дети также вернутся к очному формате обучения.
- Дата сочинения тоже зависит от того, какая будет ситуация?
- Мы надеемся, что сохранение тех требований, выполнение тех требований нам обеспечит безопасность проведения сочинения и других переносов не будет. Но, конечно, мы будем еще раз смотреть по ситуации. Если увидим, что ситуация меняется, то соответствующие решения будут приняты. Для нас важно обеспечить здоровье старшеклассников, организаторов проведения сочинения и родителей учащихся.
И еще раз подчеркиваю, потому что во многих и чатах, и сообществах, и нам пишут о том, что якобы дистанционное обучение будет всегда. Я скажу по своей дочке, которая учится в 6-м классе, и, конечно, мы понимаем все те сложности, с которыми все сталкиваются. Лично наша семья тоже сталкивается. Я вижу по дочке: она хочет в класс, хочет вернуться к своим сверстникам. И как только эпидемиологическая ситуация позволит, обязательно желание многих школьников, в том числе Москвы, осуществится. И еще раз подчеркиваю: на первом месте должна стоять система образования, на втором месте – технология, и никогда мы не откажемся от традиционной системы образования.
- Но, тем не менее, сейчас уже онлайн как-то вписался в нашу жизнь, и понятно, что он из нее не выйдет. Он так и останется.
- Вы знаете, он вписался только в тех случаях, где действительно эпидемиологическая ситуация не позволяет вести очное обучение. Поэтому онлайн-обучение будет как помощь традиционному обучению. Сегодня мы разрабатываем цифровую образовательную среду, и я хочу сразу сказать, цифровая образовательная среда – это не замена традиционного обучения. Это помощь в решении тех проблем, которые есть в традиционной системе обучения. Какие? Например, школьник болеет и не может ходить на урок. Тогда он может находиться дома и из дома слушать и видеть, как проходит урок, чтобы у него не образовывались пробелы в знаниях, чтобы он мог, вернувшись после болезни в школу, в традиционный класс, не отстать от программы.
Вторая ситуация, когда учителя уезжают в центр на повышение квалификации. Они это могут делать, не выезжая из своей школы. Проходить повышение квалификации, используя дистанционные формы. Но при необходимости они могут приехать в свой институт повышения квалификации и пройти очное повышение квалификации. Или родители, которые по понятным причинам, не всегда могут участвовать в родительских собраниях, хотя это очень важно. Поэтому если они не могут участвовать, то они могут дистанционно подключиться к родительскому собранию, которое проходит очно, и послушать ту информацию, которая необходима.
- Да, это тоже понятно. Но все-таки если говорить непосредственно о школьниках, которые сейчас оказались в этой ситуации, у вас есть опасения, что возникнет какая-то неравная ситуация? Вы сказали, что не везде сейчас есть дистант, где-то, в каких-то регионах очное обучение. Не возникнет ли такого, что "пандемийные" школьники окажутся неконкурентоспособны по сравнению с другими школьниками?
- Сегодня 70 процентов детей учатся очно в целом по стране. Те школьники, которые вынужденно учатся с использованием дистанционных технологий, дома, для них создана специальная программа. Мы в начале учебного года провели проверочные работы и выявили те пробелы в знаниях, объективно которые могли сформироваться по итогам прошлого учебного года. И нами разработана программа помощи школам, конкретным ученикам в ликвидации этих пробелов. Чтобы не понизилось качество образования. За этим мы очень внимательно следим. Мы привлекаем лучших педагогов, педагогические вузы, институты повышения квалификации, чтобы не понизилось качество образования.
Как только дети выходят и возвращаются к очному формату обучения, с ними будут проведены дополнительные занятия по ликвидации возможных пробелов в знаниях, которые у них могли образоваться, чтобы они могли наверстать программу. Поэтому для каждой школы разработаны соответствующие программы, направлены методические рекомендации в регионы. Мы с муниципалитетами, со школами находимся в постоянном контакте и решаем все возникшие вопросы в постоянном режиме. Ежедневно.
- Я видела ваше выступление на конференции ОЭСР, про которую вы в самом начале нашего интервью говорили, и там как раз шла речь об образовании в период пандемии. Вы как считаете, исходя из того, что вы там обсуждали и что вы там слышали мнения экспертов, которые там присутствовали, на каком месте в рейтингах по образованию сейчас находится Россия?
- У нас очень хорошие результаты в целом. Мы первые по качеству начальной школы. У нас высокие результаты по естественнонаучному образованию. 8 декабря будет очередное объявление результатов международного исследования TIMSS, мы надеемся на улучшение позиции Российской Федерации по этому исследованию. Нам предстоит определенная работа над результатами международного исследования PISA, которое проверяет, как школьники используют полученные знания на практике. В целом президентом поставлена задача войти в десятку стран по качеству школьного образования. Как раз эти три базовых исследования нам дают интегрированный показатель.
Мы уже видим положительную динамику, и я уверен, что несмотря на те вызовы, которые мы сегодня имеем, связанные с пандемией и вынужденным дистанционным обучением наших детей, обучением на дому, мы выполним поставленную президентом задачу по вхождению в десятку ведущих стран по качеству школьного образования. Как я уже сказал, те наши методические наработки с участием ведущих специалистов, с привлечением педагогических вузов, методических служб, нам позволят не допустить снижения качества образования.
- У вас же еще есть проект "Цифровая образовательная среда".
- Что мы понимаем под цифровой образовательной средой. Это прежде всего отечественные разработки программного обеспечения. Система ВКС, чтобы школы или родители не использовали зарубежные компьютерные программы – зум, скайп и другие, а использовали отечественное программное обеспечение. Чтобы был верифицированный, проверенный контент, содержание, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам.
- Да, я слышала, это тоже было в вашем выступлении на конференции.
- Это важно. Потому что мы в конце прошлого учебного года столкнулись, кода множество различных курсов предлагалось школьникам, и не всегда эти курсы были проверены и соответствовали требованиям, зачастую в них были искаженные факты. Поэтому очень важно, чтобы был верифицированный контент, чтобы учитель, который ведет урок традиционно в классе, мог воспользоваться тем или иным контентом, тем или иным содержанием, продемонстрировать, допустим, пример Великой Отечественной войны, по другим предметам – химии, биологии. Потому что сегодня информационные технологии позволяют показать те или иные явления с разных сторон, и использование этой возможности в поддержку традиционной системы обучения мы как раз и закладываем в цифровую образовательную среду.
- Есть еще один важный вопрос, он касается, естественно, сейчас больше очников и больше не столицы, а регионов. Это проблема горячего питания. Президент про это говорил в своем Послании Федеральному Собранию в январе этого года. Как вы сейчас это контролируете, потому что я читала, что там, например, выделяют субсидии, но не все регионы могут их освоить?
- Вы знаете, это важнейший проект, и несмотря на определенные сложности, в том числе связанные с пандемией, он реализуется, и все школьники начальной школы получают бесплатное горячее питание. Мы еженедельно проводим совещание со всеми регионами, ежедневно мониторим обращения граждан. Можно, если есть какие-то вопросы, обратиться на сайт госуслуг, и каждое обращение он мониторится, обрабатывается и принимаются те или иные решения, и сразу видно, какое решение принято.
На прошлый учебный год у нас не было готово 2800 школ по требованию Роспотребнадзора. На сегодняшний день 2300 школ уже привели в соответствие оборудование для обеспечения горячего питания. Остальные школы в течение следующего года также приведут в соответствие. И уже с 1 января в 97% обеспечены федеральные субсидии. Остальные школы также будут обеспечены федеральными субсидиями. Но несмотря на то, что 300 школ остаются, которые не будут обеспечены федеральной субсидией, регионы обеспечивают школьников горячим питанием. То есть каждый школьник, вне зависимости, где он проживает, в селе, в городе, малокомплетная это школа, обеспечен бесплатным горячим питанием. Этот вопрос для нас является одним из приоритетных.
- А что касается меню в школьных столовых, оно как-то меняться будет?
- Меню разнообразное. Каждый день разное меню в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. В разработке меню активно участвовали родители. Все школы на своих сайтах опубликовали меню. И можно обратиться в школу, если что-то хочется улучшить, и к нам на сайт госуслуг. Мы обязательно дадим эти рекомендации, постараемся что-то улучшить.
- Еще один важный вопрос. В последнее время очень многие обсуждают в социальных сетях ситуации, когда школы не принимают детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас совсем недавно закончился чемпионат "Абилимпикс". Что он дает, чтобы ввести детей с ограниченными возможностями в нашу образовательную систему?
- Вы знаете, в свое время я возглавлял службу по контролю и надзору, мы очень внимательно следили за тем, чтобы права детей с ограниченными возможностями здоровья и студентов вузов соблюдались. Если возникает определенная проблема, в том числе с устройством в школу, обязательно нужно сообщать нам, либо в Рособрнадзор, чтобы мы могли включиться и посмотреть, как можно решить эту проблему.
Действительно конкурс "Абилимпикс" – такой уникальный конкурс, который дает возможность ребятам проявить себя в разных компетенциях, в разных номинациях, в своей профессиональной деятельности. Мы подвели итоги, у нас, несмотря на пандемию, практически все регионы участвовали, 81 регион, десятки тысяч школьников. 470 победителей, которые действительно поверили в свои силы. И мы видим, что эти ребята очень сильные, они сильные духом. И мы сделаем все, чтобы им в дальнейшем оказать необходимую поддержку, чтобы они могли трудоустроиться, найти себя в жизни.
- Ну и последний вопрос. Опять вернемся к коронавирусу. Как повлияет пандемия на то, как будут отмечать Новый год в наших школах? Как это повлияет на проведение утренников, будут они, не будут? Что произойдет?
- Вы знаете, у нас есть два больших праздника – это начало учебного года и Новый год. И конечно мы сделаем все, чтобы был Новый год для наших школьников и в школах.
- Значит будет все-таки.
- Мы сделаем все, для того чтобы в той или ной форме этот праздник был. Но решение о том, как проводить праздник принимает регион. В том числе решение по переходу на домашнее обучение – это полномочие субъекта Российской Федерации либо муниципального органа управления образования в зависимости от той ситуации, которая есть в каждом регионе. В каждом регионе есть оперативный штаб, и ситуация если позволит, тогда праздники будут очные.
- Спасибо вам большое за интервью.