Анна Шатилова: "Рецепты на очки мне присылали со всей страны"

Кадр из программы "Привет, Андрей!". Анна Шатилова
Кадр из программы "Привет, Андрей!". Ангелина Вовк
Кадр из программы "Привет, Андрей!"
Кадр из программы "Привет, Андрей!". Анна Шатилова
Кадр из программы "Привет, Андрей!". Ангелина Вовк
Кадр из программы "Привет, Андрей!"
О забавных эпизодах и судьбах знаменитых участников передачи "Голубой огонек" вспоминали в шоу "Привет, Андрей!". За круглым столом в студии собрались ветераны программы, которая начала выходить в эфир в 1962 году под названием "На голубой огонек". Одна из первых ее ведущих, диктор Анна Николаевна Шатилова, поделилась своими историями о временах запретов и дефицита.

В шоу "Привет, Андрей!" вспоминали самое интересное из истории "Голубых огоньков" разных лет. В апреле 1962 года вышел в эфир первый выпуск передачи, которая называлась тогда "На голубой огонек". Анна Шатилова стала ее ведущей раньше, чем попала на Центральное телевидение.

"62 год. Я выдерживаю большой конкурс на телевидение. Нас набирают пять человек. Председателем Госкомитета по радиовещанию и телевидению был Михаил Аверкиевич Харламов. Он говорит: "Сегодня же, в субботу, посадите их на "Огонек" за один стол и дайте им по объявлению. Я их посмотрю, и потом будем оформлять документы", – рассказала прославленный диктор гостям Андрея Малахова.

Говоря о временах строгих запретов, Анна Николаевна поведала, как невероятно популярную тогда певицу Галину Ненашеву, без которой не обходился ни один "Огонек", не пускали на территорию телецентра. Дело было на Шаболовке, Останкинского тогда еще не существовало. "Сверху" спустили команду: "Женщин в брюках на телевидение не пускать". "А Галя на проходной в брюках, – смеется Шатилова. – И из музыкальной редакции ей принесли быстро юбку, Галя переоделась и тогда только попала на "Огонек". Кстати, Ненашева сама подтвердила, что такой случай имел место: певица тоже принимала участие в шоу "Привет, Андрей!"

Анна Шатилова говорит, что до сих пор обожает прямые эфиры, а при записи – только первый дубль. Она ценит четкую работу и… элемент неожиданности: "Игорь Кириллов рассказывал: на столах стояли муляжи снеди. На одном из "Огоньков" присутствовал представитель посольства какой-то африканской страны: он взял красивое яблочко, надкусил его и… сломал зуб". "Могли испортиться международные отношения с этой страной", – отмечает диктор.

А Ангелина Вовк продолжила эту историю: "Я в те годы училась в ГИТИСе, и нас, студентов, приглашали посидеть за столиками просто в качестве зрителей. Я примчалась – студентка, голодая, – а там пирожные, эклеры, которых нигде не купишь. Мои коллеги "доброжелательные" мне предложили: "Ешь эклеры". Я не знала, что все это муляжи, но из скромности говорю: "Нет-нет". Сделала вид, что не хочу есть. А когда все отвернулись, тихонечко взяла эклер и вонзила в него зубы. Я их не сломала, к счастью, потому что, наверно, эклер был значительно мягче яблок". "И ты наша. Международные отношения бы не пострадали", – "доброжелательно" резюмировала Шатилова.

Между прочим, она первая из профессионалов появилась в кадре в очках и вот что рассказала об этом за круглым столом в студии: "Программа "Время", групповой полет космонавтов, их биографии – текста много. Я репетирую в очках, а в эфир нельзя было. И Летунов Юрий Александрович говорит: "Ань, давай сегодня выходи в очках, я все беру на себя!". И я вышла в очках. Оправа была не очень хорошая, но мне легко было читать. Все хорошо, никаких последствий, никто не звонил. Тогда я думаю: надо как-то определяться. Но если сейчас в любом переходе можно купить великолепную оправу, то тогда программа "Время" сделала мне бумагу с печатями: "В Управление на Новом Арбате. Шатиловой – оправу". Я приезжаю туда, причем, два раза ездила, первый раз начальницы не было. Получаю другую бумагу: "Разрешить". Еду на завод – далеко-далеко, на Ленинский проспект. Мне выносят две оправы. Красивые, не видела таких. Я говорю: "А можно две?". А мне говорят: "Нет, Анна Николаевна, у вас разрешение только на одну оправу".

Но главное – что началось после того, как диктор вышла в эфир в этой красивой оправе: "Страна всколыхнулась. Мне посыпались письма (тогда отдел писем у нас был). В каких-то конвертах деньги и рецепт, в каких-то – только рецепты и приписка "деньги вышлю потом". То есть все просили, чтобы я купила и отправила им такую оправу. И кроме того, в эфир все начали выходить в очках. Кому надо и не надо – все в очках. Так что я – основоположник".

Знаете ли вы, что актриса Людмила Иванова – Шурочка из "Служебного романа" – компенсировала отсутствие романтических ролей сочинением стихов к песням о любви, которые исполняли Гелена Великанова, Майя Кристалинская, Валентина Толкунова, Елена Камбурова и Анна Герман? А за что пытались запретить песенку "Ландыши" и с какими словами, по слухам, пел ее в космосе Юрий Гагарин? А почему Муслим Магомаев, перепевший многие шлягеры Георга Оттса, так и не покусился на его главную арию – Мистера Икса, и почему сам Оттс на последних концертах выступал в черных очках – почти как его герой? Обо всем этом и многом другом – в программе "Привет, Андрей!"