1 декабря под контроль Азербайджана перешел Лачинский район Карабаха. За армянской стороной остался Лачинский коридор шириной в 5 километров – для связи Нагорного Карабаха с территорией Армении. За безопасностью на этом участке следят российские миротворцы. Баку получает Лачинский район в соответствии с трехсторонним соглашением между президентам России, Армении и Азербайджана, заключенным 9 ноября.
Во исполнение этих договоренностей 20 ноября Азербайджану передан Агдамский район, 25-го – Кельбаджарский. И вот на этой неделе – последний – Лачинский.
В целом можно говорить о том, что ключевые пункты трехстороннего соглашения по Карабаху исполнены: режим прекращения огня соблюдается, в регионе развернут российский миротворческий контингент, идет разминирование, беженцы возвращаются. На помощь пришло МЧС России.
Заправлять нужно пару десятков "КамАЗов" ежедневно – столько сейчас работы у российских спасателей. В регионе продолжается распределение стройматериалов, мебели. Развозят и по Степанакерту, и в соседние районы. Перед каждой сменой – инструктаж по передвижению в колонне.
Российские "КамАЗы" сейчас рады видеть везде, куда приезжают: и самой столице, и близлежащих районах – Мартуни, Мартакерте. Везде, где местные жители остались без жилья. С наступлением зимы активно ведется восстановление домов. 25 многоэтажек уже скоро вновь будут заселены.
В полную силу, как раньше, уже на следующей неделе заработает и городской роддом. Во время войны он был обстрелян. Какое-то время роды принимали в полуразрушенном подвале нового корпуса. Теперь оборудование возвращают обратно.
Спасатели выносят оборудование из подвала нового корпуса. Он должен был заработать в январе, но был сильно поврежден снарядом. Срок введения в эксплуатацию теперь отложен на неопределенный срок.
Зато подвал не пострадал. Несколько месяцев там принимали роды. Старое здание роддома пострадало еще в самом начале войны, стекла повыбивало. Вставили. Гуманитарный груз из России.
За неделю только по Степанакерту развезли несколько "КамАЗов" со стеклом. В срочном порядке проходило остекление школ. Первое сентября у местных школьников наступило с опозданием ровно на три месяца. Но главное, что наступило.
В полную силу заработал военный госпиталь. Специалисты медицинского отряда спецназначения первых пациентов принимают и там, и в местных больницах. Пока в городе нехватка врачей. Подстраховывают. Но постепенно открываются и поликлиники, и частные центры. Вардан Саркисян – ортодонт, но во время войны лечил зубы военным. Сейчас ведет прием уже гражданского населения. Пока в слегка пострадавшей от обстрелов клинике.
Очередь на оказание помощи дойдет и до него. Заявку в мэрию подал. Ждет стекло. А к зданию городской администрации ежедневно продолжают проходить сотни людей.
Три тысячи одеял в Степанакерт доставили на этой неделе. Из России. На складе долго они не лежат. Спрос большой. Зима. Помимо одеял сейчас многим нужна и одежда. Во врем обстрелов люди уезжали в чем были. Возвращаются теперь в том же. В осеннем еще. В Степанакерте сейчас открылся пункт выдачи одежды. Быстро разбирают теплые вещи.
Беженцы ежедневно прибывают в город на автобусах. Уже больше 28 тысяч человек. Едут Лачинским коридором. Дорога полностью под контролем российских миротворцев. Лачинский район, последний из списка, 1 декабря перешел в ведение Азербайджана. До этого был Кельбаджар. Еще раньше – Агдам. Жители Лачина город покинули еще накануне передачи. Коридор шириной пять километров, проходящий через Лачин, – сейчас это единственная дорога из Степанакерта в Ереван. Осталась за армянской стороной.
Прилегающие к дороге территории – окрестности Степанакерта – местность, на которой велись боевые действия. Сейчас все это обследуется российскими саперами. Работы хватит до следующего года. В ход пошла робототехника. Так безопаснее и продуктивнее.
Продолжается мониторинг и соблюдения режима прекращения огня. Больше не стреляют. И это – главный стимул для местного населения начать верить и привыкать к тому, что мир на их землю пришел надолго.