Большой общественный резонанс вызвал репортаж "Вестей недели" о мобильной связи для уголовников. Тема, как оказалось, со множеством залихватских сюжетов. Так что, можно сказать, по просьбам трудящихся – продолжаем. На очереди – репортаж корреспондента программы "Вести. Дежурная часть" Андрея Романова специально для "Вестей недели" из СИЗО №2 Бутырка.
Это не химический эксперимент, а история об успешной спецоперации, которую провели сотрудники Бутырской тюрьмы в Москве. Инспектор следственного изолятора Егор Никулин рассказывает, как он нашел в банках с краской и мешках с цементом партию мобильных телефонов, предназначенную для арестантов.
Когда микроавтобус со стройматериалами заехал в ворота Бутырки, сотрудники изолятора уже знали, что арестанты подкупили водителя и где-то в автомобиле спрятаны запрещенные предметы. Оставалось только найти незаконную посылку. Вот сотрудники ФСИН вскрывают 10-литровую емкость с краской. Белоснежной эмали внутри немного.
Содержимое свертка упаковали будто иглу с Кощеевой смертью. Под фольгой и десятком слоев полиэтилена спрятаны мобильные телефоны, зарядники к ним, роутеры, наушники и sim-карты. Средства связи нашлись и в мешках со строительными смесями.
Этот плотный мешок с мобильниками должен был попасть в руки тюремного Деда Мороза, который к Новому году распределил бы средства связи по камерам Бутырки.
Среди дорогих смартфонов и дешевых мобильных аппаратов есть совершенно уникальные экземпляры. Это тоже мобильный телефон. С другой стороны он выглядит как брелок от автосигнализации. Он очень ценится среди арестантов, потому что такие устройства сложно обнаружить.
Говорят, в следственных изоляторах есть даже черный рынок со своими расценками на мобильники. Стоимость миниатюрного гаджета доходит до 50 тысяч рублей, аппарат с выходом в Интернет обойдется в 100, а за премиальные смартфоны придется выложить как минимум 200 тысяч.
Судя по тому, что телефоны в камерах имеются, деньги у подследственных есть. Обыски в помещениях изолятора проходят ежедневно. Только в этом году сотрудники Бутырки изъяли более 500 мобильников. Чаще всего средства связи находят в хитроумных тайниках, и их запасы, странным образом, постоянно пополняются.
"При поступлении следственно арестованных в наше учреждение они прячут все ухищренным способом, в том числе и в естественной полости организма. Также имеют случаи, когда недобропорядочные сотрудники за денежное вознаграждение заносят запрещенные предметы арестованным", – сказал Андрей Шубин, врио начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Москве.
По камерам мобильники обычно разносят осужденные, которые остались отбывать свой срок в изоляторе. Они живут в отдельном отряде. Могут относительно свободно перемещаться по СИЗО, занимаются хозработами и развозят еду для арестантов.
"Недавно один из осужденных из отряда по хозяйственному обеспечению был задержан при попытке передачи из одной камеры в другую мобильного устройства, которое было спрятано ухищренным способом в пачке из-под сигарет. Данный осужденный сейчас в штрафном изоляторе", – отметил Андрй Шубин.
Подследственных за подобные нарушения отправляют в карцер – это отдельный блок в Бутырской тюрьме. В нем несколько десятков одиночных камер с особыми условиями содержания.
Арестант, у которого сотрудники изолятора находят средства мобильной связи, получает дисциплинарное взыскание – до 15 суток карцера. Вот так он выглядит. Это камера на одного человека, с минимальной обстановкой. Здесь есть кровать, которая в течение дня всегда поднята, небольшой столик, табуретка прикрученная к полу, санузел, возможности подойти к окну у арестанта нет. Его закрывает отсекающая решетка.
Карцер в Бутырке никогда не пустует. Желающих обогатиться на перепродаже телефонов хватает. Тем более что обычно гаджеты используют не для общения с родственниками, а для мошенничества. Ежедневно из СИЗО совершаются тысячи звонков по всей стране. Представляясь сотрудниками банков, разыгрывая спектакли от имени попавших в беду родственников, криминальные актеры, не слезая с нар, крадут немалые деньги. Подобные звонки тщательно мониторит служба безопасности банков. В этом зале работают десятки операторов, они отслеживают подозрительные операции, которые ежесекундно происходят на территории всей страны.
Тюремные аферисты собирают миллионы рублей. Наши коллеги из программы "Расследование Эдуарда Петрова" не раз рассказывали о том, как мошенники наживаются на обмане. Житель Москвы Виктор Бабай после общения с фальшивыми работниками банка лишился всех своих сбережений.
Часть стариковских денег арестанты скидывают в так называемый криминальный общак. Остальное откладывают, чтобы пожить роскошно, когда выйдут на свободу. Виртуозы криминального обмана есть в каждом СИЗО и в каждой колонии. Эти кадры пришли из Тюмени. Сотрудники ИК №2 вскрывают металлические трубы, запаянные с двух сторон. Их доставили из магазина – для ремонта в исправительном учреждении.
История очень похожа на ту, что произошла в Бутырской тюрьме. Внутри труб спрятаны более 30 мобильников, зарядки, наушники и 360 sim-карт. Но пальма первенства по оснащению мобильной связью пока остается за столичным изолятором "Матросская тишина". Минувшим летом там разразился грандиозный скандал. Во время обысков у обитателей камер нашли огромное количество сотовых телефонов и аксессуаров.
Тогда выяснилось, что всем этим богатством арестантов снабжали работники изолятора. Двое сотрудников ФСИН в итоге стали фигурантами уголовного дела и сами сейчас осваивают камеры СИЗО. Всего же в этом году было возбуждено 99 уголовных дела в отношении 56 сотрудников пенитенциарной системы, которые могли быть причастны к доставке средств связи в СИЗО и колонии.
Этой проблеме сейчас уделяется особое внимание, заявил директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников.
"С помощью современных технологий выявляется, сколько реально работают телефонов на территории. Работаем с операторами связи, принимаем меры по внесению дополнения в законодательство о том, чтобы можно было прекращать оперативную связь на территории наших учреждений", – заявил Калашников.
Глушить мобильники на территории СИЗО и колоний начнут уже с января следующего года.
Неудачный завоз телефонов в Бутырку похож на попытку арестантов заскочить в последний вагон уходящего поезда, чтобы до января успеть обмануть как можно больше доверчивых граждан.
В магазинах партия телефонов, которые нашли сотрудники изолятора, стоит около полумиллиона рублей. Внутри СИЗО цена вырастает в четыре раза. Теперь в камерах Бутырской тюрьмы назревает явный дефицит общения. И даже самые искренние желания арестантов о возобновлении мобильной связи, загаданные под бой курантов, точно не сбудутся.