Компания "Роснефть" разработала инновационные катализаторы. На их основе получена линейка продуктов, которые могут работать при экстремально низких температурах воздуха. Речь идет о топливе и маслах, которые используются не только в автомобильной технике, но и в промышленности.
Здесь научились получать особенное топливо, которое не боится не только обычных, хоть и сильных, русских морозов, но может работать и при экстремальных арктических температурах, чтобы двигатели не заглохли при минус 60 градусах, а топливо и масло не превратились от такого холода в желе.
"Компания "Роснефть" разработала линейку катализаторов и на их основе получила линейку продуктов, которые позволяют работать при очень низких, экстремально низких температурах. Эти продукты – как топлива, так и масла – которые используются не только в автомобильной технике, но и имеют широкое назначение в промышленности", – рассказывает Вадим Фадеев, заведующий лабораторией каталитических процессов нефтепереработки Центра исследований и разработок РН-ЦИР ПАО "НК "Роснефть".
Секрет в этих маленьких гранулах – катализаторах, содержащих благородные металлы. Разработка ученых главного нефтяного гиганта страны позволит независимо производить высококлассные топлива и масла. Именно эти катализаторы сделают топливо не только устойчивым к холодам до минус 70 градусов, но и экологически чистым.
"Самым главным экологическим загрязнителем является сера, которая присутствует в нефти в достаточно высоких количествах – это порядка 1-2%, а может быть даже более. При взаимодействии сырья с водородом с использованием этих катализаторов у нас происходит очистка от серы, очистка от каких-то других ненужных примесей", – объясняет Вадим Фадеев, заведующий лабораторией каталитических процессов нефтепереработки Центра исследований и разработок РН-ЦИР ПАО "НК "Роснефть".
Сегодня в арктической зоне России насчитывается до 200 инвестиционных проектов. Большая часть из них принадлежит ведущим компаниям отрасли. Активно вкладывается в регион государство, главным проектом которого стало развитие Северного морского пути. По прогнозам специалистов, уже в течение 10 лет в русской Арктике появятся сотни тысяч новых рабочих мест.
Арктика – не только суровый, но и ранимый регион. Из-за чрезвычайно низких температур природа сама не утилизирует остатки нефтепродуктов, как происходит, к примеру, в средних широтах. А это риск для окружающей среды на долгие годы.
"Чтобы как можно меньше нанести вреда, требуется создать определенный класс новых продуктов, которые в настоящее время достаточно редко где используются, применяются, поскольку нет таких задач. Катализаторы, которые мы сейчас разрабатываем, направлены на улучшение экологических функций и эксплуатационных характеристик получаемых топлив", – говорит Вадим Фадеев, заведующий лабораторией каталитических процессов нефтепереработки.
Разработанные учеными "Роснефти" уникальные катализаторы решают две задачи: превращают топливо в арктическое, которое не подведет и в минус 70 градусов, и оберегают окружающую среду. К нефтепродуктам нового уровня предъявляются самые жесткие экологические требования.
Сейчас на Новокуйбышевском заводе катализаторов завершается наработка первой промышленной партии нового продукта.
"Главным событием года для нашего предприятия является завершение наработки катализаторов изодепарафинизации и гидрофинишинга, промышленных объемов этих катализаторов, использующихся в процессе получения арктических и зимних сортов дизельного топлива для последующей загрузки в промышленную установку одного из НПЗ компании", – поясняет Ильнур Кулуев, заместитель главного инженера по технологиям
В советском союзе НПЗ работали на отечественных катализаторах. Но в 90-е разработки остановили и последние 30 лет закупали катализаторы импортные . "Роснефть" уходит от импортозависимости и делает ставку на свои разработки. К примеру, уже более 60% катализаторов реформинга произведены на НПЗ компании. Разработки не уступают западным аналогам, а в данном случае – выходят на новый уровень, обеспечивая для Русского Севера экологическое топливо нового поколения.