Ушел из жизни Евгений Шапошников, последний министр обороны СССР, первый и единственный главком Объединенных Вооруженных сил СНГ, последний из маршалов в нашей стране. Его воинская карьера стала отражением всего сложного периода эпохи перемен.
В авиации, а именно к этому виду войск он сам себя гордо причислял даже на пенсии, принято говорить крайний, но Шапошников был именно последним министром обороны СССР. После него и страны-то такой больше не было, не то, что должности.
"Это, конечно, огромная утрата для нас, авиаторов. Это единственный авиатор, который был министром обороны. Очень порядочный был. Ему можно было всегда говорить четко, без всяких прикрас то, что было", – вспоминает бывший командующий ВВС РФ Владимир Михайлов.
Евгений Шапошников родился в 1942, во время Великой Отечественной, под Ростовом. Учился в летном в Харькове, служил в Прикарпатье и в Германии. Классическое советское военное образование, образцовая карьера, героическая профессия.
"Мы чудом на горящем самолете приземлились и попали в болото. Я забыл сбросить подвесные баки, и они нас спасли. Выкинуло нас наверх", – рассказывает генерал-полковник Борис Корольков.
Шапошников, скрепя сердце, принял развал СССР, а в отставку ушел, потому что с новыми российскими руководителями разошелся во взглядах: был против применения авиации в Чечне. И всегда считал, что армия – основа государства, а недостаточное внимание к ней в начале 90-х – трагическая ошибка.
"Я хочу рассказать, что у нас в настоящее время представляет собой оборонный комплекс, а, главное, в какое положение попали наши военнослужащие после раздела Советского Союза и единой советской армии", – говорил Шапошников в 1993 году.
Таких звезд на погонах в России теперь больше ни у кого нет. Евгений Шапошников был последним в стране, кто носил звание маршала.
Он одного за одним хоронил друзей и коллег. Вот провожает в последний путь своего соратника – командующего российских ВВС Петра Дейнекина.
"Каждая частичка его души была предана авиационному делу, поскольку у него гены авиационные", – говорил на похоронах Шапошников.
Он и в современной реальности не потерял ориентиров. Работал в "Аэрофлоте" и КБ "Сухого". До конца жизни испытывал к самолетам особые чувства, а пилотов считал отдельной кастой, способной на своем профессиональном уровне договориться, о чем угодно.
"Холодная война у нас отсутствует, у нашего брата летчика. Ее придумывают руководители, какие-то политические структуры, чтобы людям жилось не лучше", – считал Шапошников.
Евгений Шапошников увлекался философией и оставил книгу воспоминаний "Выбор. Записки главнокомандующего", в которой, конечно, большая часть об авиации.