Стоимость жилья в России в 2020 году в среднем выросла на восемь процентов. Какие причины были для подорожания, стоит ли покупать квартиру уже сейчас или лучше подождать? Ответы на эти вопросы в интервью Наиле Аскер-заде дал вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий строительство.
- Как пандемия повлияла на строительный рынок?
- По жилищному строительству, я последнюю статистику смотрел: если, например, московский регион и петербуржский регион немножко снизили ввод [жилья в строй], то другие регионы наоборот превысили.
- Еще большую роль сыграла программа льготной ипотеки, которая была запущена во время пандемии. Стоит ли ее продлевать, если да, то на какой срок?
- Я считаю, что ее продлевать нужно обязательно. Объем ипотечных кредитов вырос, люди стали покупать. В экономику строительства пришел почти триллион рублей. Что такое триллион рублей? Это рабочие места, это где-то 150 миллиардов налогов. [Жилье] получили 630 тысяч семей, которые улучшат свои жилищные условия.
- На какой срок надо продлевать эту программу?
- Мы должны иметь и ипотеку, как в развитых странах. А в развитых странах сегодня ипотека от 3 до 5 процентов. Мы считаем, что ипотека должна быть либо на этом уровне, либо в течение 3-4 лет дойти до среднего уровня – 6 процентов. Но в идеальном варианте это было бы конечно процентов 5.
- А почему программа льготной ипотеки не распространяется на вторичное жилье, нет таких планов?
- Очень просто. В первичном жилье мы стимулируем спрос. Из почти триллиона [рублей] выданной ипотеки в этом году более 200 миллиардов люди принесли своих средств. А по вопросу на покупки на вторичном рынке – выигрывают, но только выигрывают продавцы или перепродавцы квартир. То есть экономического эффекта она такого не дает.
- Снижение ипотечных ставок на рынке вторичного жилья ожидать не стоит?
- Я считаю, что пока мы ни экономически, ни организационно к этому не готовы, давайте пока будем поддерживать все-таки рынок первичного жилья. А дальше будем смотреть, как будет развиваться в целом рынок ипотеки.
- После проблем весной, летом активировался рынок жилья в российской столице, и цены пошли вверх. Как обстоит ситуация в целом по России и стоит ли ожидать в следующем году дальнейшего роста цен на жилье?
- В целом, обстановка в стране такая, порядка 8 процентов выросла, в целом, по стране стоимость жилья. Раньше застройщики собирали с населения деньги – деньги для них были бесплатные, теперь – только через банки. Второе, валютная, курсовая разница появилась. Рубль ослаб у нас от 10 до 25 процентов различных видов строительства занимают импортные материалы и оборудование. Третье, надо понимать, что заработная плата из-за оттока мигрантов поднялась. Четвертное, коронавирус все равно процессы в стройке замедлил.
- Если люди планируют улучшить свои жилищные условия, стоит ли это делать сейчас, опасаясь, что в следующем году цены будут еще выше?
- Вы знаете, сказать, что цены будут еще выше [нельзя], я думаю, что этот скачок произошел. Дальше примерно где-то будет на уровне инфляции или чуть выше инфляции, но это по моим ощущениям.
- Зачем необходим запрет на строительство апартаментов?
- Апартаменты в стране имеют очень широкий смысл, от построенных общежитий в промзонах, потому что там жилье нельзя строить, их называют апартаментами. Поэтому их построили не как жилье. А там живут люди, причем живут полноценно. Единственное только, люди, которые живут в апартаментах, они на сегодняшний день платят как не за жилье, то есть не имеют никаких льгот. Они не могут прописаться. Сказать, что мы будем запрещать апартаменты – нет. Мы считаем, что надо максимально апартаменты узаконить, чтобы люди четко понимали, что жилье, а что апартаменты.
- А что гражданам можете посоветовать, как не стать обманутым дольщиком?
- Надо очень внимательно смотреть застройщиков. Надо все-таки работать с теми застройщиками, которые действительно имеют за последние годы большое количество сданных домов, надо внимательно смотреть за застройщиками. Второе, у нас есть откровенные мошенники. Если цена явно ниже рынка, то это уже подозрение, что там что-то ненормально.