На 86-м году от нас ушел Валентин Гафт – замечательный артист и человек. Глубокие соболезнования супруге Гафта Ольге Михайловне Остроумовой выразил президент Путин и отметил необыкновенный талант и уникальное чувство слова Валентина Иосифовича, его актерский темперамент и обаяние.
Гафт не фамилия, а диагноз, скажет однажды Григорий Горин. Особое состояние организма, когда нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова и мысли.
Далекий 1956-й. Его кинодебют. Небольшая, но яркая роль в драме Михаила Ромма "Убийство на улице Данте".
Тонкий, сложный, мудрый артист. С невероятно чутким отношение к мастерству. Отсюда и знаменитое гафтовское "самоедство".
"Я обыкновенный средний артист. Иногда мне кажется, что что-то получается", – говорил Валентин Гафт, народный артист РСФСР.
"Среди того, что "получилось", сам Гафт выделял роль раненого лейтенанта в драме Петра Фоменко "На всю оставшуюся жизнь".
"Он лежал на полке госпитальной в вагоне. Произносил только одно слово – "прелестно", – вспоминает Олег Басилашвили, народный артист СССР. – Несколько лет войны, окопов. Все в одном слове – "прелестно".
Он был народным артистом в самом полном смысле этого слова. Менялись время, политика, поколения, а Гафт продолжал играть. Обаятельного и инфернального товарища Сатанеева из новогодней сказки про чародеев. Криминального властителя курортного города – в белоснежном костюме. Глубокого, яркого, одинокого. Неотразимого с хрипотцой и грустными глазами циника Сидорина.
"Как он мне помог в "Гараже", я вам передать не могу. Потому что те глаза, которыми он на меня смотрел, – вспоминает Светлана Немоляева, народная артистка РСФСР, – как он точно играл мужа в ее воображении. Я как сейчас это вижу".
Он служил в разных театрах. Но главным театральным домом Валентина Гафта стал "Современник". "Я не могу сказать, что я избалован кино. Я вообще театральный артист", – отмечал Гафт.
"Он всегда был прямым, открытым и очень откровенным", – подчеркнул Александр Розенбаум, народный артист России.
Знаменитые едкие эпиграммы Гафта тоже стали символом его творческого признания.
"Эпиграммы родились совершенно случайно у нас в театре, когда я что-то такое там пописывал, кого-то поздравлял. И Олег Николаевич Ефремов сказал, что это все пропадает, пиши для капустников", – говорил Гафт.
А еще он писал лирические стихи, нежные и беззащитные, в которых так пронзительно сказал о времени, судьбе и прожитой жизни.