2021 год в Удмуртии объявлен Годом села. Министерство культуры республики совместно с благотворительным Фондом Елены и Геннадия Тимченко начали "подтягивать село к городу", поддерживая грантами тех, кто возрождает древние ремесла, создает культурные центры, вызывает интерес к народным традициям и протаптывает туристические тропы.
В селе Кигбаево, где живут полторы тысячи человек, школьники раскрасили Дом культуры всеми цветами радуги.
"Кигбаево в красках" – творческая лаборатория, которая даёт подросткам возможность изучать искусство стрит- арта и использовать поток своего бесконечного воображения.
Данный проект в конкурсе "Культурная мозаика" в числе реализованных.
"Мы выбрали несколько рисунков и локаций, а затем воплотили их в жизнь. Нам помогали рисовать два профессиональных художника, этот проект помог нам лучше узнать друг друга и стать командой. Особых сложностей не было, но мы сильно пачкались, а краска плохо стиралась. Самое главное, что я понял – мы можем сами менять своё родное село и для этого не нужно быть суперсильным или супербогатым, просто необходимо желание и пара баночек с краской", – рассказал Кирилл Кузнецов, участник проекта.
Теперь это любимое место для селфи, местные жители называют его "граффити по-удмуртски".
Глава республики Александр Бречалов признался, что проект "Кигбаево в красках" для него самый значимый.
"Это гораздо больше, чем просто рисунки на стенах. Потрясает, что обшарпанная стена может стать арт-объектом. И теперь это неотъемлемый элемент нашей территории", – подчеркнул он.
Свой бренд существуют у любого народа. В Удмуртии – это изделия, расписанные вручную рябиной и яблоками – шольинская роспись, зародившаяся в 70-х годах прошлого века.
Удивительно, что мастера подобного промысла умеют отличать работы друг друга, хотя на первый взгляд они абсолютно одинаковы. Называют посуду "царской" или "кричащей" – за яркие цвета и позолоченные элементы.
Изначально ее изготавливали из дерева, затем из фарфора, использовали исключительно пищевые лаки. Очень важна влажность воздуха и температура.
Шольинскую посуду разрисовывают только кистями из хвоста осенней белки, из неё получается идеально тонкая веточка, а за один рабочий день мастера могут расписать до шестидесяти ложек. Рисуют только акриловыми красками, так как она очень быстро сохнет.
Проект "Шольинская роспись" – в числе реализованных проектов "Культурной мозаики" за свою уникальность и сохранение истории.
"У нас есть историческое наследие, промысел, рождённый на шольинской земле. У шольинской росписи есть несколько отличительных элементов: травинки, а главное – это яблоко или рябинка. В других районах возможны ягоды, типа смородины, крыжовника, клубники и земляники. А нашу посуду отличают именно яблоки и рябина", – пояснила Елена Глухова, представитель проекта.
ДондыДор – в переводе с удмуртского означает "городище батыра Донды". По легенде именно сюда пришёл легендарный прародитель удмуртского народа со своими сыновьями. Интересно, что в русских сказках обычно три сына, а в удмуртских – четыре.
Масштабы историко-культурного парка поражают. Здесь и ворота, защищавшие от врагов, и девочка с волками, которую по легендам, спасли, и огромные статуи богов, которым поклонялся удмуртский народ.
Существует миф, что на стенах домов обязательно висело кольцо из магнитного железа и человек, заходивший в избу брался за него для того, чтобы показать свою доброту. Таким образом доказывая, что он человек, а не дух.
Местные жители продолжают верить в эту легенду и даже могут оставить своих детей одних под присмотром домового.
В парке воссозданы два старших сына Донды – Идна и Гурья. Отличаются они только по особым символам. Считается, что Идна – это сила, он охранял территорию и держал государство. Гурья – плодородие, он занимался сельским хозяйством. На иллюстрации они соединяют копья в знак дружбы.
Два качества, которые больше всего ценятся у народа – это щедрость и сила, передавшиеся от богов.
Если вы читали сказку "О попе и работнике его Балде", то именно в ней говорится о популярной каше полбе, традиционно приготовленной на костре. На территорию парка можно приехать с палатками и остаться с ночёвкой. А небо ночью здесь – потрясающее, все усыпано звездами.
Руководит проектом Евгений Баженов, собравший команду экспертов.
"Идея создать историко-культурный парк возникла в 2016 году. Для меня важно воссоздать культуру народа, который проживал на данной территории, ведь это родина наших предков с особенной энергетикой. Здесь проходят фестивали лэнд-арта и сходы удмуртских народов воршудов и мероприятия с этническим уклоном", – рассказал он.
"Шулдыр Шуландыр" или "время свиста" – ещё один проект, посвящённый культуре северных удмуртов.
У народа существует легенда, что от сглаза необходимо избавляться с помощью свиста, который помогает бороться с нечистой силой, и изгоняется плохая энергия коллективно.
Мы привыкли, что свистульки работают благодаря выдуванию воздуха, а в народе существовала та, что наоборот воздух вдувала. Создавались они вручную из бересты.
В день летнего солнцестояния, 21 июня, в поселении Большой Олып проводится фестиваль, который собирает до трёхсот человек.
Существует выражение: "не свисти, а то счастье своё просвистишь". Согласно легенде свистеть можно только в этот день, чтобы сразу насвистеться на год вперёд.
"Мы рады, что у нас появилась возможность участвовать в "Культурной мозаике". Раньше проводились фестивали свиста, а цель нашего проекта – масштабировать его, чтобы больше регионов узнали о нас. Также мы хотим популяризировать удмуртский язык. Язык забывается, и на нём говорят всё меньше людей. Мы поняли, что посредством проекта можно развивать свою территорию и привлекать туристов", – говорит Людмила Юферева, участник проекта "Шулдыр Шуландыр".
Туристов как раз привлекают маленькие республики и города за ту самую необычную тусовку, которую не найти в шумных мегаполисах. Это повод увидеть и прочувствовать всю атмосферу, приблизиться к народу, приехать в гости или, может, остаться в Удмуртии навсегда.
Колоритная и величественная. Со своими обычаями, нравами, многовековыми традициям, словно девушка, так скромно и одновременно открыто впускает в свою душу.
"Шуд" в переводе с удмуртского – "счастье". Именно на этом слове завершилось знакомство с проектами "Культурной мозаики".