Новогодняя схема мошенничества. В праздничные дни появились телефонные аферисты, которые пытаются выманить деньги со счетов граждан, обещая специальные праздничные акции. Кража денег у клиентов с помощью звонков от "липовых" банковских сотрудников уже признана самой распространенной в России.
Назвали верный адрес, имя, прислали смс со знакомого, банковского, номера. А главное – сами предложили деньги. И за переводом чужих средств со счета на счет коварства житель Ивановской области Дмитрий не заметил.
– 220 тысяч, – говорит потерпевший Дмитрий Саркисян.
– 220 тысяч они прислали на карту вашу? Вы пошли их сняли?
– Отправил им на карту. И все. А потом, когда я пришел в банк, мне уже сказали, что на мое имя оформлен кредит.
Это своего рода зимний преступный тренд в классической схеме "звонок – обман – доступ к деньгам": клиентов теперь не пугают потерями, наоборот, сулят доходы. Причем не просто так, а со ссылкой на Новый год – время праздничных акций.
По телефону якобы клерк уверяет, что новое выгодное предложение, вклад или кредит, на сайте еще не значится. Но клиенту за лояльность о нем сообщают заранее – нужно лишь пройти по адресу и воспользоваться. Польщенный клиент, будущий потерпевший, жмет по ссылке и попадает на точную копию настоящего банковского сайта. Где, введя логин и пароль, дарит нажитое преступнику.
Самые дотошные воры рисуют еще и копии личного кабинета, тогда клиент сам может перевести деньги. Вариант попроще: воровство только пароля, с помощью которого вор заходит уже в настоящий аккаунт клиента и делает что хочет. Распознать фальшивку можно еще на этапе звонка: никаких скрытых акций для обычных клиентов не существует. Если нет на сайте, значит, нет вообще.
"Можно распознать фальшивую страницу или фишинговую страницу. Но не всегда. Есть способы подмены, в том числе и URL, то есть непосредственно самого адреса. По ссылочкам желательно бы не переходить из писем в принципе. Лучше находить тот же самый банк через обычные поисковые системы", – советует управляющий группы компаний по информационной безопасности Евгений Царев.
Это работает, потому что слишком похоже на правду. Что не приглашают в офис в условиях глобальной удаленки, никого уже не удивляет. Второй фактор успеха – вежливость. Которая, как известно, лучшее оружие вора. Девять из десяти попыток мошенничества рассчитаны на самое слабое звено.
"Мошенники в основном рассчитывают на невнимательность потенциальной жертвы, то есть на каждого из нас, нежели на техническую слабость или уязвимость банковских систем", – поясняет представитель Департамента информационной безопасности Банка России Ольга Краева.
В 2020-м по телефону и интернету преступники украли 150 миллиардов рублей. Это почти вдвое больше, чем в позапрошлом году, и почти вдвое больше, чем плановая прибыль банка из топ-5 в стране. 66 миллиардов вывели как раз фиктивные клерки. Вместо личного визита в офис с паспортом и кипой бумаг, теперь одна кнопка. А у комфорта есть обратная сторона.
"30 процентов мошенничеств – с людьми старшего поколения. И одной из таких, может быть, системных инициатив, которые могли бы уберечь достаточно большую категорию населения, стала бы возможность добровольного ограничения онлайн-операций", – рассуждает руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.
Борьба получается неравной: только за первые полгода 2020-го ЦБ заблокировал 10 тысяч телефонных номеров. Но позвонить с них все равно успели 15 миллионов раз за год. Так что единственным надежным способом защитить себя остается кнопка "отбой" на телефоне. Перезвонить в настоящий банк всегда можно и самому.