Нет презумпции невиновности, нет свободы слова, нет еще одного важного понятия – социальной ответственности. И вообще – это новая реальность, где можно говорить только одобренные слова. Уничтожение соцсети Parler в США и мнение Павла Дурова. Когда Трамп появится в Telegram?
Мнение человека, который систематически выступает за свободу слова в Интернете. И считает, что совсем скоро ее может стать еще меньше чем, сейчас. Пост Павла Дурова по следам изгнания Трампа из Twitter – предупреждение для тех, кто регулярно пользуется продукцией двух заокеанских IT-гигантов.
А именно – Apple и Google. С точки зрения создателя Telegram, они представляют "самую серьезную проблему". Поскольку могут напрочь блокировать неугодные программы в своих официальных онлайн-магазинах. И если на Android еще можно установить стороннее приложение, то на IOS такой опции в принципе нет.
Конкретно юзерам Telegram, подчеркнул Дуров, беспокоиться пока не о чем: в крайнем случае, им всегда доступна браузерная версия популярного мессенджера. Но вот, например, социальная сеть Parler, куда из того же Twitter перекочевали сторонники Дональда Трампа, теперь де-факто уничтожена. Причем, без внятного объяснения причин.
Так что приостановка или удаление отдельно взятых аккаунтов на отдельно взятых Интернет-площадках – это еще, судя по всему, только цветочки. Чего же ждать дальше? – попытался спрогнозировать.
Павел Дуров: "Apple и Google представляют гораздо большую проблему для свободы, чем Twitter. Apple является наиболее опасной из этих двух, потому что она может полностью ограничить ваш доступ к приложениям", – заявил создатель соцсети Telegram Павел Дуров.
Все это выглядит, будто нынешнего лидера Соединенных Штатов обратили в бегство. Конечно, по Сети. Причем, не кто-то, а, по сути, свой же Большой брат. Digital-цензура без суда и разбирательств, которая работает в интересах менеджеров соцсетей. И такого не было: чтобы онлайн-платформа диктовала политикам и решала за них, что нужно, а что нельзя вещать.
"То, что произошло, – это, конечно, революция. Нет презумпции невиновности, нет свободы слова, нет еще одного важного понятия – социальной ответственности. Ведь неоднократно декларируемая социальная ответственность соцсетей – это возможность людей свободно общаться между собой и узнавать разные мнения. Но здесь социальная ответственность вошла в конфликт с государственными задачами", – комментирует ситуацию директор по коммуникациям медиа-группы "Россия сегодня" Пётр Лидов-Петровский.
И соцсети, видимо, начали диктовать свою политику. Тем временем тот же Трамп, а точнее, его сторонники бегают по задворкам Интернета, и найти им пристанище крайне сложно. После блокировки Twitter Трампа за сутки полмиллиона человек пришли в соцсеть Gab – она известна среди ультраконсерваторов. И там уже думают, как спастись от влияния Google, – открывают свои серверные. Ведь другие, кто оказался связан либо с Трампом, либо с республиканцами, становятся персонами, а точнее, приложениями нон грата.
"От них отказались все подрядчики, начиная с e-mail-сервисов и заканчивая юридическими фирмами. Понимаете, это монополия на информацию. Трампа просто взяли и отключили – рубильник вырубили. Дальше больше – любая попытка защитить Трампа, выступить на стороне республиканцев, заявить о необходимости пересчета голосов – это тут же бан. Все. Почему? Потому что это монополия", – рассуждает блогер, публицист, автор Telegram-канала Zergulio Сергей Колясников.
И эти монополии обороняются от нападок. Тот же Twitter запретил хештег 1984 – должно быть, чтобы избежать сравнений с романом Оруэлла.
Очевидно, сегодня соцсети – уже давно не просто платформы для обмена мнениями. Те же Facebook (запрещена в РФ), Twitter или Google формируют то, что будет показано тому или иному пользователю, зачастую создавая для него "нужные" подборки. Следят за тем, что публикуется, и зачастую блокируют посты, нередко политического характера. А значит, кому-то неугодные.
"То, о чем мы в детстве смотрели в фантастических фильмах про всякие корпорации Umbrella, – мы приближаемся к этому все ближе. Они могут полностью контролировать жизнь человека. Если вас нет в информационном пространстве, то вас в принципе нет совсем. А они могут вас из этого пространства полностью убрать", – отмечает аналитик TelecomDaily Илья Шатилин.
Логичный вопрос – если все зашло так далеко, что делать? Таких гигантов штрафами не испугаешь. К закону привлечь тоже сложно. Ведь есть так называемое пользовательское соглашение, которое все подписывают, не читая. И получается, это развязывает руки, чтобы навязывать свою политику.
"Эти корпорации давным-давно выше любого государства, они не подчиняются никаким законам. (Будущее возможно, если только крупнейшие мировые игроки и государства объединятся и примут унифицирующие одинаковые законы для этих корпораций, для их регулирования. В противном случае нас поодиночке всех сожрут", – подчеркивает президент Фонда защиты национальных ценностей, первый заместитель председателя комиссии по СМИ Общественной палаты РФ Александр Малькевич.
Впрочем, есть и другой путь. За открытую неприкрытую цензуру нужно платить. Блокировка аккаунта Трампа привела к ощутимому обвалу акций. И до сих пор отыграть все потери не получилось. И кто знает, сколько еще будет таких падений, когда всем окончательно станет понятно, что те, кто выступали за свободу слова, ее же и приговорили.