Процесс века — так итальянские СМИ называют судебные слушания, которые начались 13 января в Калабрии против мафии. Заседание проходит при беспрецедентных мерах безопасности, в специально оборудованном бункере площадью в три тысячи квадратных метров. На скамье подсудимых более трехсот человек, включая боссов могущественной преступной организации "Ндрангета", которая действует на юге Италии. Чем они запомнились и что им светит?
Босс мафии остается боссом даже в карцере — главное правило криминального клуба. Законы, по которым живет "Ндрангета", полиция тоже знает. Бункер с двумя периметрами безопасности оборудовали специально для исторического процесса. Здесь десятки клеток, ведь по делу проходят 323 обвиняемых — члены кланов, политики, полицейские, бывшие депутаты, мэры. Обвинение возглавит легенда — прокурор Граттери, который полжизни находится под защитой государства.
— Я знаю "Ндрангету" изнутри. Когда я был маленьким, то ходил в ту же школу, что и дети боссов. На переменах я играл с теми, кто потом возглавил кланы мафии. Именно потому отлично понимаю философии мафии, их способ мыслить. В школу я ездил автостопом и часто видел убитых, лежащих на обочинах дорог.
"Ндрангета-2020" — это, конечно, не "Ндрангета" из детских воспоминаний прокурора. Одна из задач процесса — доказать эволюцию. Свидетельские показания дадут 900 человек. Среди обвинений наркотрафик — это главный бизнес.
Вымогательство, коррупция — это самое сложное. Свои люди у "Ндрангеты" везде. Могущественная семья Манкузо (на скамье подсудимых ее босс по кличке дядя Луиджи) научилась делать деньги на подрядах, недвижимости. Она использовала не только грубую силу, чтобы захватить значимые позиции — в ход шли политические связи. Мафия занималась не только наркоторговлей, но и скупала недвижимость, участвовала в крупных коммерческих проектах. Все это говорило о могуществе "Ндрангеты" и очень хорошо, что ее представители пошли под суд.
"Ндрангета" сильна, потому что держится на семейных ценностях — жесткая горизонтальная структура, межродственные браки. Такой дисциплины нет ни у "Коза Ностры", ни у неаполитанской "Каморры". Именно потому главной сенсацией процесса стал племянник главы клана Эммануэле. Впервые за историю "Ндрангеты" член семьи согласился сотрудничать со следствием и уже за это платит. Из карцера он отправил открытое письмо, требуя защитить свою двухлетнюю дочь, которую семья держит в заложниках. Жена раскаявшегося мафиози отказалась участвовать в программе защиты свидетелей — осталась жить в клане, соблюдая законы мафии.
"На сегодня "Ндрангета" — самая опасная из мафий. Она пустила корни по всему миру. Это самая богатая мафия, потому что у нее монополия на поставки кокаина в Европу", — рассказал прокурор Никола Граттери.
"Ндрангета" крепла, пока мир смотрел сериалы про "Коза Ностру". Первый раз о ней услышали в 2007 году, когда киллер из Калабрии расстрелял в Германии шесть человек, не оставив свидетелей. Как выяснили немецкая полиция, которым Италия в подмогу отправила своих следователей, это была кровная месть. Опасаясь вендетты, калабрийский городок Сан-Лука, где следы от пуль были даже на церкви, окружили блок-постами.
Германия, кстати, фигурирует в этом процессе. "Ндрангета" там поселилась прочно — часть обвиняемых брали именно там.
В процессе будут участвовать 600 адвокатов. В связи с пандемией часть обвиняемых будут давать показания из тюрьмы по видеосвязи.
Этот процесс будет идти годами, но не потому, что много обвиняемых. Итальянское правосудие медленное, но неотвратимое. Почти всегда. Отпускать на свободу за истечением срока давности или отсутствием состава преступления — тоже часть судебной истории страны.