"Вести в субботу" спросили про ковид у такого удивительного человека, как Анатолий Петрович Зильбер, поистине выдающийся врач-реаниматолог-анестезиолог. 13 февраля ему исполнилось 90 лет. Почему он сам называет себя "труэнтом"?
На двери его рабочего кабинета не обозначена фамилия – лишь табличка “профессор”, впрочем, каждый в больнице знает, чей это кабинет в реанимации.
Впервые за всю свою жизнь профессор Зильбер в отпуске – коллеги едва его уговорили не рисковать собой во время пандемии – но ритм жизни и на удаленке остается прежним. Подъем – глубокой ночью: много лет назад профессор решил для себя, что в 4 часа должен быть на посту
"Где-то в это время больные начинали уходить в лучший мир, и медсестры звонили мне, я приходил. И я решил сам узнать, что такое происходит в это время", – говорит Анатолий Зильбер профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук.
Оказалось, именно в 4 часа в отделении – наибольшая смертность. Анатолий Зильбер изменил график дежурств с тем, чтобы в этот момент больные были под особым контролем. Когда спрашивают, как ему удалось добиться таких успехов, профессор обыкновенно отвечает: трудно только первые 50 лет. Есть у него еще одна фирменная максима: "Бог покровительствует дуракам, пьяным и влюбленным".
Он не планировал заниматься медициной, но золотому медалисту Зильберу отказали в праве поступать на ядерную физику, и он стал врачом, одним из первых "анэстезиологов", как тогда было принято говорить.
В 54 выпускник ленинградского Первого меда оказался в Петрозаводске. А в 59 создал первое отделение ИТАР – интенсивная терапия, анестезия и реанимация. Оно появилось именно в карельской Республиканской больнице. Отделение для самых тяжелых больных, для тех, кого нужно вытаскивать с того света. Это стало революционным шагом в организации медпомощи. Со временем отделения ИТАР были созданы во всех больницах страны.
Ученики Зильбера называют себя "птенцами гнезда Петровича". В этом их гнезде помимо научных прорывов, ночных дежурств и тяжелых пациентов всегда находилось место шутке: капустники Зильбера – это тоже легенда. И правильность такого подхода к наставничеству еще раз доказала пандемия коронавируса.
Сейчас Анатолий Зильбер продолжает читать лекции и писать книги. В его библиотеке – более трех тысяч томов, полсотни из которых – собственного сочинения. Особо занимает профессора тема гуманитарной культуры. "Гуманитарная культура предполагает, что человек думает не только о себе и своем благополучии, но и о том, как это отразится на окружающих. Тогда и кончится пандемия", – уверен Зильбер.
И еще одна страсть Анатолия Зильбера – феномен врачей-труэнтов, то есть тех, кто успешно совмещает медицинскую деятельность с другой. К труэнтам он причисляет и себя: певец, музыкант, писатель, коллекционер, учитель, но прежде всего, конечно, врач.