Громкое дело "нелидовского убийцы": всю неделю жители небольшого города в Тверской области следили за поисками преступника, который в минувшие выходные расправился с 13-летней девочкой-инвалидом. Предполагаемым душегубом оказался отчим школьницы. Выяснилось, что в прошлом он уже был судим за убийство, но освободился условно-досрочно. Почему же рецидивист остался без контроля, и как вышло, что мать девочки сама привела в дом убийцу дочери?
Эти уникальные кадры сняты на окраине небольшого города Нелидово в Тверской области. Съемочная группа "Дежурной части" стала свидетелем следственного эксперимента по громкому делу о чудовищном убийстве 13-летней девочки-инвалида Вики Кравцовой.
Предполагаемый преступник – 33-летний Никита Сильнов, отчим школьницы. Под конвоем его доставляют на место жуткой расправы. Вокруг усиленные меры безопасности: полицейские и следователи опасаются, что местные жители устроят самосуд над душегубом. Вот Сильнов уже в квартире в окружении оперативников спокойным и ледяным голосом рассказывает, как убивал несчастную девочку.
– В этой комнате?
- Да.
- Далее что происходило?
- Взял шарф и повалил ее на диван.
Подробности шокируют. Мужчина задушил падчерицу, когда ее мать находилась в больнице. После убийства он забрал из дома золотые украшения, банковскую карту, шубу жены и скрылся. Его искали трое суток. Уже на допросе у следователя Сильнов произносил дежурные и бездушные слова – " раскаиваюсь", "простите".
"Аргументирует этот тем, что у него была внезапная вспышка ярости, агрессии, которые сопровождали его на протяжении длительного времени с того момента, как он стал наркозависимым", – рассказала заместитель руководителя 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Тверской области Алина Дубасова.
- Героин?
- Называет "солью".
Это одна из последних видеозаписей 13-летней Вики Кравцовой. Она что-то старательно пишет розовой авторучкой, потом задумчиво смотрит в камеру и прощается со зрителями.
– Ладно, короче, все, пока!
Сейчас страница Вики утопает в словах соболезнований. Девочка была инвалидом по слуху, несколько месяцев назад перенесла операцию. Соседи вспоминают: всегда спокойная и вежливая, часто гуляла с собакой во дворе. Свой последний рисунок Вика якобы хотела закончить к возвращению мамы из больницы. Но не успела.
- Это больно всем!
- По характеру приветливая, здоровалась, хорошая девочка.
Соседи семьи не стесняются в выражениях и косвенно обвиняют в убийстве мать девочки Екатерину Шолохову – ведь это она привела в дом душегуба. Пара познакомилась в колонии. Шолохова работала там в канцелярии, Сильнов коротал срок за убийство.
Поговаривают, что именно благодаря ей преступник сумел освободиться условно-досрочно. За связь с осужденным Екатерину уволили. Молодые люди стали жить вместе, оба нигде не работали. Выручало пособие по инвалидности 13-летней Вики.
- Она вроде помогла ему освободиться. Любовниками стали. Так вот он и жил. Я, конечно, виню только маму, никого больше. Оставила дома девочку с таким человеком!
В суде на избрании меры пресечения предполагаемый убийца будто пытался раствориться в собственном образе. Его капюшон почти доставал до медицинской маски. Двухметровое существо – словно зверь, затаившийся перед прыжком. Кажется, если бы не стеклянный бронированный бокс в зале суда, он бы растерзал всех присутствующих.
- После убийства девочки спится как вам? Девочку за что убили?
В суд пришла и Екатерина Шолохова – мать убитой девочки и гражданская жена Сильнова. Женщина, потерявшая несколько дней назад дочь – с распущенными и аккуратно уложенными волосами. На руках – свежий яркий маникюр.
При виде журналистов она закрывает глаза руками. Рядом – старшая дочь от первого брака Полина. Девушка давно не живет с матерью, учится в университете в другом городе.
- Не хочу разговаривать.
По некоторым данным, сразу после трагедии мать девочки пыталась оправдать вероятного убийцу дочери. На допросе якобы характеризовала его как доброго и заботливого. И даже заявила, что 13-летняя Вика могла "сама себя задушить". Что это – слепая любовь или безумие – уже не разберешь.
Шокирует и тот факт, что Екатерина Шолохова прекрасно знала, за какое преступление был судим ее избранник. В 2007 году в доме в центре Твери Никита Сильнов на лестничной клетке до смерти забил свою соседку, а после пытался расправиться с ее дочерью – едва не сбросил вниз с 6-го этажа.
Чудом девушка зацепилась за перила. Соседи до сих пор неохотно вспоминают подробности того кошмара.
- Это давно уже было.
Расследованием того убийства занимался сотрудник прокуратуры Константин Лухин. Сейчас он опытный адвокат. Говорит, что навсегда запомнил жуткую агрессию и хладнокровие молодого преступника.
- Я, когда фоторобот увидел где-то в социальных сетях – "разыскивается за совершение преступления", – его взгляд я сразу узнал. Прошло уже около 15 лет, но этот взгляд, как он тогда на меня смотрел – ничего не изменилось. Тяжелый взгляд – жестокость, не спровоцированная ничем.
Сильнова тогда осудили на 15 с половиной лет. В картотеке удалось разыскать копии судебных решений. Убийца несколько раз обжаловал приговор. Сначала ему сократили срок на месяц, потом за хорошее поведение перевели в колонию-поселение, а в 2019-м освободили по УДО на 3 года и 10 месяцев раньше срока. Сейчас эксперты удивляются, как человека, осужденного за жестокое убийство, вообще можно было выпускать досрочно?
"Условно-досрочное освобождение. Ну как – он условно-досрочно перевоспитался? Он все осознал?" – задает вопрос журналист Армен Гаспарян.
Есть и еще несколько вопросов. Кто и как надзирал за условно-освобожденным преступником? Почему семья жила на пособие девочки-инвалида? И неужели ни у кого не возникло опасений в отношении вчерашнего убийцы?
"Женщины, которые знакомятся с бывшими заключенными – они будто покупают лотерею. Или выиграют, или нет, – говорит юрист Жан Семенов. – И зачастую – не всегда, но зачастую – это приводит к трагедии. Поэтому женщины должны быть очень осторожны – тем более, если у них есть дети".
Никита Сильнов арестован на 2 месяца. "Нелидовскому убийце", как прозвали его местные жители, грозит пожизненный срок. Его маленькую жертву, 13-летнюю Вику, хоронили едва ли не всем городом. Безумная расправа над ребенком ради золотых побрякушек и нескольких тысяч рублей стала здесь одним из самых громких преступлений последних лет.