Школьники должны до середины мая решить, сдавать ли им ЕГЭ или выпускные экзамены. Почему у выпускников есть такой выбор, как школы вернулись к очному формату обучения и много ли учебных заведений сегодня находятся на карантине? Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.
- Первый вопрос у меня связан с тем, что сегодня большинство школьников уже вернулись за свои парты. Как вы оцениваете результат принятого решения. Сегодня много ли школ еще остаются в таком дистанционном формате обучения и вот тот опыт, который был получен во время пандемии, как он сегодня будет использован уже в ходе нормальной жизни?
- Во-первых, перевод школ на дистанционное домашнее обучение – это была вынужденная мера, абсолютно, как мы видим, оправданная чтобы сохранить здоровье учащихся, родителей школьников, учителей. И 1-го сентября все школы вернулись к очному режиму, потом в соответствии с эпидемиологической ситуацией ряд школ и в муниципалитетах, и в том числе в Москве 6-11-е классы были вынужденно переведены на дистанционное обучение. Мы всегда говорили, что никогда дистанционные технологии не заменят традиционного обучения. Как только позволяет ситуация, дети вернуться в школу. Так и произошло. После зимних каникул, в том числе и в Москве, и в других регионах школьники вернулись к традиционным занятиям, и сегодня всего несколько школ, по-моему, чуть больше 10 школ, у нас каждый день идет мониторинг, ситуация меняется, но это абсолютно небольшое количество школ.
- Это по всей стране?
- По всей стране закрыты либо в связи с эпидемиологической ситуацией, либо в связи с морозами, которые, допустим, в Якутии минус 60 градусов, понятно, что школа не работает. Поэтому, в целом, во всех регионах идет очное обучение, традиционное обучение. Мы, как и говорили, еще раз подчеркиваю, когда позволила ситуация, дети вернулись в школу. И сегодня каких-то серьезных опасений нет, но если по каким-то причинам возникает необходимость перевести школы на домашнее обучение, это решает субъект Российской Федерации, регион. Есть соответствующий штаб, который анализирует эпидемиологическую ситуацию и в зависимости от той или иной ситуации может частично точечно закрыться либо школа, либо класс. Еще раз, для того, чтобы обеспечить, прежде всего, здоровье учеников. Как я уже сказал, такие случаи единичны. Очень важно, чтобы мы сохранили традиционное обучение. И важно те рекомендации Роспотребнадзора, которые доказали свою эффективность, от них не отходить. Я еще раз хотел бы обратиться и к родителям, и к ученикам, учителям – соблюдать требования Роспотребнадзора. Они обеспечивают максимальную защиту школьников и учителей.
- Совсем недавно началась работа с системой цифровой образовательной среды. Насколько, вы считаете, сегодня именно необходимо внедрение подобной системы, и какие-то уже, может быть, первые результаты уже есть?
- Вообще, сама работа идет уже давно, и давно есть в школах и компьютеры, и интернет, и информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы. Что мы увидели, когда столкнулись с пандемией? Мы увидели, что, допустим, есть системы видеоконференцсвязи зарубежные, которые не обеспечивают защиту видеосигнала от несанкционированного доступа. Мы разработали отечественную систему видеоконференцсвязи "Сфера", которая максимально защищена и которая может быть использована как дополнение традиционной системы обучения. Например, школьник по каким-то причинам находится дома, допустим, он заболел, не может посещать урок, он не пропускает урок, он видит, как проходит урок, что преподает учитель. У него не теряется мотивация к обучению. У него соответственно не появляются пробелы в знаниях, которые могут, если не восполнить, вести к потере мотивации обучения. Второе – это общение учителей из других регионов – это использование системы видеоконференцсвязи для родительских собраний, если по какой-то причине не может родитель участвовать очно в родительском собрании, он может подключиться и таким образом принять участие. То есть, система цифровой образовательной среды дополняет традиционную систему обучения и на первом месте стоит система образования, на втором месте технология. А также мы разработали совместно с Mail.ru Group социальную сеть для общения школьников между собой, из других регионов, обсуждение различных тем как тоже дополнение к традиционной системе обучения. Разработана система и мессенджеров для школьного образования, где могут общаться и родители, и ученики. А также создается содержание, электронный контент, который соответствует стандартам образования. Что мы увидели? Когда началась пандемия, очень много различных образовательных ресурсов и не всегда проверенный контент, не всегда содержание электронных образовательных ресурсов соответствовало стандарту. Были ошибки и в математических формулах, и в исторических фактах. Чтобы этого избежать, мы закупаем электронный контент для помощи учителю в преподавании урока непосредственно в классе, когда можно то или иное историческое событие, тот или иной математический факт, формулу представить динамично с использованием электронных образовательных ресурсов, тем самым повышая мотивацию учеников к обучению и качество образования.
- Я правильно понимаю, что в этом году для тех, кому нужно сдавать итоговые экзамены, в первую очередь выпускникам, в какой форме сдавать? То есть, одна версия классическая, другая – ЕГЭ. Как это может отразиться вообще в целом на том, с какими результатами школьники придут и в дальнейшем и станут абитуриентами? И насколько школьники готовы к ЕГЭ?
- Вы знаете, как показали результаты прошлого года, тоже не в простых условиях прошел Единый государственный экзамен, но никаких вспышек заболеваний не было, мы вместе с Рособрнадзором очень следили за соблюдением эпидемиологических требований, и также будем следить и дальше. В этом году ЕГЭ пройдет в июне, есть расписание, с ним можно ознакомиться на сайте Рособрнадзора и Министерства просвещения. И Единый государственный экзамен нужно сдавать тем школьникам, которые планируют поступать в высшие учебные заведения. Кто не планирует поступать в высшие учебные заведения, кому не нужны результаты единого государственного экзамена, нужен аттестат по завершению школы, обязательные русский язык и математика остаются, но для тех, кто поступает в вузы, сдают в форме Единого государственного экзамена.
- Сегодня те образовательные программы, которые есть в техникумах, насколько они соответствуют запросу в регионах?
- Вы знаете, мы год назад говорили, что проанализируем все программы, которые есть в техникумах, с каждым годом все больше и больше выпускников 9-х классов поступают в учреждения среднего профессионального образования, получают специальность и затем не всегда идут в высшие учебные заведения. Идут работать, и достаточно получают неплохую зарплату, поэтому была проблема несоответствия программ подготовки региональным рынкам труда. И мы провели за год детальный анализ с каждым регионом по каждому техникуму, по каждой программе, насколько подготовка и насколько данная программа соответствует рынку труда. Допустим, программа по туризму, их немного было, допустим, в техникумах Северокавказского федерального округа, а туризм развивается, нужно готовить, соответственно, кадры. Был уклон сделан в юридические и экономические специальности, сейчас эта ситуация меняется, и так в каждом регионе. Чтобы по завершению техникума выпускник был максимально востребован, он пришел на работу, мог спокойно работать по данной специальности, трудоустроен, чтобы, еще раз подчеркиваю, был востребован в том населенном пункте, где он проживает, в том регионе, где он проживает.