Тема:

Договор о СНВ 4 месяца назад

Узда для агрессора: 50 лет назад превентивный удар по России лишили смысла

Эксклюзивный репортаж из Оленегорска, где пятьдесят лет назад появилась станция системы предупреждения о ракетном нападении. Американцы называли эти объекты "курятниками", но именно эти "курятники" планы США по нанесению ударов по 40 тысячам целям на нашей территории не оставили бы без ответа.

Ровно полвека назад появилась система, которая сделала бессмысленным превентивный ядерный удар по нашей территории, даже если он будет внезапным и всесокрушающим. Военные ввели в строй Систему предупреждения о ракетном нападении. В первое время она могла видеть боеголовки за 10-15 минут до подлета к границе, но даже этого времени было достаточно, чтобы инициировать ответную атаку. Сейчас система отслеживает все потенциально опасные пуски в любой точке Земли уже в момент старта. Одна из радиолокационных станций "Днепр" находится в самом центре Кольского полуострова.

— Внимание на командном пункте! Боевая работа! Первый – двенадцатому! Обнаружена цель №1529, тип 1. Точка старта 111 градусов восточной долготы, 38 градусов северной широты. Точка падения – 77 градусов восточной долготы, 37 градусов северной широты.

Это, конечно, учебно-боевая тревога. Ее отрабатывают регулярно, чтобы всегда быть начеку. Счет тут идет на минуты и даже на секунды, каждая из которых — это дополнительный шанс уклониться от рокового удара.

Командный пункт Системы предупреждения о ракетном нападении в Солнечногорске. Сюда стекается вся информация от станций космического и наземного эшелонов. А начиналось все ровно 50 лет назад.

Радиолокационная станция "Днепр" в самом центре Кольского полуострова построена в 1967 году. А в 1971-м заступила на боевое дежурство в составе только что созданной Системы предупреждения о ракетном нападении. Тогда в ней было всего 3 элемента: командный пункт в Солнечногорске и две станции – под Ригой и здесь, в Оленегорске. Она и сейчас работает в составе СПРН.

Обе станции прикрывали самое ракетно-опасное направление – на северо-запад. Они могли видеть все, что стартует и летит к нам.

Но наши западные партнеры как-то сразу поняли, что с русскими лучше договариваться.

"Американцы, нам даже как-то обидно было, называли, что русские строят henhouse, курятник. И потом, когда в 1971 году этот курятник заработал, то американцы пошли на соглашение, и в 1972 году был подписан договор по ПРО", — вспоминает – главный инженер Мурманского радиотехнического узла Виктор Панченко.

Уже в середине 1980-х удалось накрыть радиолокационным полем почти всю территорию СССР. Из космоса за планетой пристально следили наши военные спутники. В реальном времени в автоматическом режиме фиксировали старт любой ракеты из любой точки земного шара.

"Для того, чтобы сдержать страну-агрессора, который решил нанести удар баллистическими ракетами, нужно, чтобы он знал, что он все равно получит в ответ. И не зря эту систему предупреждения называют уздой для противника", – добавляет командующий с 1991 по 1997 годы войсками ракетно-космической обороны ракетных войск стратегического назначения Виктор Смирнов.

Сейчас наземный эшелон СПРН состоит из 10 радиолокационных станций – по периметру границ от Калининграда до Дальнего Востока. Это новейшие станции высокой заводской готовности – РЛС "Воронеж". Они работают в надежной связке с модернизированными станциями "Днепр", "Дарьял" и "Волга". А только что были завершены государственные испытания обновленной системы предупреждения о ракетном нападении.

"Система готова ко всем тем новым вызовам, которые возникают в связи с развитием техники и развитием новых видов вооружений наступательных. В частности, я имею в виду и гиперзвуковые летательные аппараты, я имею в виду планирующие головные части баллистических ракет и целый ряд других видов оружия", — уверен генеральный конструктор системы предупреждения о ракетном нападении, генеральный директор ОАО "МАК "Вымпел" Сергей Боев.

Недавние выпускники Физтеха создают новейший алгоритм распознавания. Система должна четко отличать ложные цели, летящие к нам, от истинных – боевых ядерных блоков – и гарантированно, с нулевой ошибкой, их уничтожать.

"Анализируя эти электромагнитные волны на приемниках или радиолокационных станциях, можно классифицировать эти объекты по разным типам — боеголовка, последняя ступень ракеты, спутник, самолет", — подчеркивает инженер НТЦ "МАК "Вымпел" Ленар Сиразиев.

А офицеры воздушно-космических сил успешно осваивают новые системы.

"Информация об обнаружении старта поступает сюда на командный пункт. Определяется район старта, страна-агрессор, район падения, характеристики БР. Информация предупреждения выдается на оповещаемые пункты управления для принятия решения высшим руководством нашего государства на ответные действия", — раскрывает технологию последующего принятия решения начальник главного центра предупреждения о ракетном нападении Андрей Ревенок.

Но, надо понимать, что за все 50 лет существования система предупреждения о ракетном нападении по боевой цели еще ни разу не отработала. Потому что ни у кого соблазна так и не возникло. А это и есть показатель ее высочайшей эффективности и надежности.