В Пепельную среду у католиков начался Великий пост. В этом году разница между православной и католической Пасхами огромная – она составляет почти два лунных месяца. У католиков самый главный праздник литургического года – Воскресение Христово – произойдет 4 апреля, у православных – 2 мая (православный Великий пост начнется 15 марта).
Расхождение чаще всего бывает меньше, а иногда Пасхи даже совпадают день в день. Происходит это из-за разницы в пасхалиях – методиках расчета дат. Они заключаются в моделировании времяисчисления древних иудеев с целью определения дня ветхозаветной Пасхи, но поскольку делается это в разных календарях – юлианском, григорианском или александрийском – расхождение может составить полный лунный цикл. Как в этом году.
Начался католический Великий пост в 17 февраля, в среду. Он не просто символизирует сорокадневное "воздержание" Христа, но и точно повторяет его по количеству дней. А так как в Римско-католической церкви не бывает поста в День Господний, то все шесть воскресений вычитаются из недельных циклов, после чего "необходимые" постные дни добавляются к началу поста. Поэтому-то Великий пост и начинается в среду. Пепельную.
А Пепельной она называется, потому что над теми, кто в этот день приходил на службу, проводился особый обряд посыпания голов молящихся пеплом, который оставался после сожжения ветвей, хранившихся с прошлого Вербного воскресенья. Сегодня вместо посыпания голов священник просто рисует пепельный крестик на лбу. Пепел – легкое, воздушное, почти незримое напоминание о главных задачах Великого поста: подготовке к встрече с воскресшим Христом. Тем более, что священник обращается лично к каждому: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:14).
Эта традиция глубоко символична: в Ветхом Завете посыпание головы пеплом означало раскаяние и смиренное осознание своих неблаговидных поступков. А в Средние века как наказание практиковалось отлучение грешника на небольшой отрезок времени. Однако на неделе, предваряющей пост, проводился обряд, символизировавший возвращение кающихся в лоно Церкви. В среду священник посыпал им головы пеплом в знак их покаяния или рисовал пеплом на лбу крест, который запрещалось смывать до начала поста. Обряд настолько прижился, что в итоге стал началом Великого поста.
Пепельной среде предшествует Жирный вторник: им завершается время карнавалов, ярмарок, развлечений, когда люди наедались и развлекались впрок. Раньше вечером Жирного вторника полагалось исповедоваться, чтобы начать пост обновленным. Сегодня традиция утрачена, но каждый католик знает, что он должен исповедаться и причаститься хотя бы раз за пост или, в крайнем случае, сразу после Пасхи.
Что же касается бытовой стороны поста, то, как и в остальных религиях, она заключается в духовном и физическом воздержании от еды и каких-либо дел, не имеющих отношения к Богу. Но есть и существенное отличие от православного поста – каждый католик сам решает, в чем именно он будет себя ограничивать (тем более, что перед постом он дает себе обет не отступать от принятых решений). Он может обещать Богу не играть в компьютерные игры или не есть шоколад по пятницам, или стать волонтером.
Еще одно не менее интересное отличие. В Католической церкви существует две категории поста: просто пост и более строгая форма – воздержание. Пост предполагает ограничение числа приемов пищи только тремя в день – одна полноценная трапеза и два легких перекуса. Но не уточняется, что это будут за блюда. А вот воздержание означает запрет на мясо в указанный день, то есть более строгий пост.
Еще в начале XX века воздержание приходилось на Пепельную среду, все пятницы года, Великую субботу, кануны Троицы, Дня всех святых, Рождества. Однако современный католический пост имеет облегченную форму, согласно которой воздержание полагается в Пепельную среду, все пятницы Великого поста и рекомендуется в Великую субботу и Рождественский сочельник. Впрочем, по разрешению по решению Конференции епископов (объединение епископов какой-либо страны или территории), пост может упроститься до двух дней в году – в Пепельную среду и Великую Пятницу.
Католическая Церковь объясняет облегчение "правил питания" тем, что эта часть поста далеко не самая главная. Для души намного важнее другие аспекты, а именно молитвенное состояние и милосердие верующего христианина. Идея поста заключается не в выверенной диете или в отказе от удобств, а в том, чтобы поделиться едой или одеждой с теми, кто в них нуждается. И выполнить таким образом еще одно правило – одеть нагого.
Об этом говорится в Евангелии от Матфея как о возможности остаться верными Христу: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:35).
Важнее надежды на встречу в день Воскресения Христова для христиан нет ничего.