На этой неделе снежный шторм прокатился по югу США. Вышли из строя ветряные электростанции. Только в Техасе 4 миллиона человек – это четверть населения штата – остались без энергоснабжения, почти 300 тысяч лишены водопроводной воды.
"Во многих домах в Техасе нет газа, они не газифицированы, это не север Америки, где люди отапливаются газом, а на юге зачастую просто нет в этом необходимости", – рассказал Малек Дудаков, политолог-американист.
Когда за окном минус 10, дома остывают быстро: больницы и соцучреждения власти штата обеспечили аварийными генераторами, а простые граждане ночуют в машинах при включенном двигателе, топят камины, если есть.
Нефтяной штат Техас в последнее время активно внедрял "зеленые" технологии производства электроэнергии для своих потребителей.
В начале XXI века на долю ветроэнергетики в штате приходилось менее 1 процента, на уголь – 40, на природный газ – 46. К 2019 году ветряки обошли угольную генерацию, доля которой сократилась почти вдвое. Чуть меньше стала доля природного газа. Все надежды были на ветряки, которые теперь застыли, а точнее, замерзли.
В Европе "зеленая" энергетика тоже довольно жестоко обошлась и потребителями: поля солнечных батарей завалены снегом, ветрогенераторы, как и в Штатах, скованы льдом. Их обрабатывают противогололедными реагентами, используя при этом вертолеты, которые активно коптят атмосферу. Чтобы разморозить экологически чистые страны, теперь используются любые средства.
Все затраты ложатся на плечи потребителей. Попытки скорректировать нехватку электроэнергии спровоцировали взрывной рост цен на внутреннем рынке США. Где спрос большой, там и цена выше – как не воспользоваться ситуацией? В Техасе за двое суток, с 13 по 15 февраля, электричество подорожало в 35 раз. Зарядка "Теслы" сейчас обходится в 720 долларов. Прогрев дома стоит столько же. В Оклахоме на фоне повышенного спроса на газ цена на него выросла в 40 раз.
Исторического максимума достигла стоимость электроэнергии в Германии. Жителей Швеции власти призывают вообще не пользоваться бытовой техникой, чтобы сэкономить.
Эта зима показала: ни надежности, ни бесперебойности "зеленая" энергетика обеспечить не может. А в этом ли состоит задача?
"Зарубежным энергосистемам, многим зарубежным странам достаточно выгодно уменьшать объемы потребляемого ископаемого топлива, особенно если ты его не производишь", – отметила Александра Панина, председатель наблюдательного совета Ассоциации "Совет производителей энергии".
И те, кто не производит, активно контролируют других. К 2023 году ЕС планирует ввести углеродный налог на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов. По разным оценкам, например, для российских поставщиков сумма составит от 2 до 6 миллиардов евро в год.
Каждый товар, произведенный в стране с дешевой электроэнергией, получит оценку своего углеродного следа и заплатит за него мировому экосообществу.
"Здесь, скорее, даже мы приходим к тому, что вся эта климатическая риторика становится не столько про климат и спасение планеты, сколько про изменение международной торговли", – подчеркнул Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ про налоги, про пересмотр торговли.
Пока идет передел рынка, простые европейцы и американцы подождут в своих холодных домах, если, конечно, их такой вариант устраивает. А мы с нашей системой централизованного теплоснабжения можем только сочувствовать.