Святой Александр Невский: путь от схимника до защитника Отечества

В XV веке обращение к князю "солнце земли Суздальской" было изменено на "солнце земли Русской". Одновременно стремительно разрастается список чудес, происходящих у его мощей. Главным подвигом Александра Невского становится защита русской земли и веры от латинян, а сам князь именуется не иначе как защитник веры.

В четверг, 25 февраля, на платформе "Активный гражданин" стартует голосование по вопросу установки памятника на Лубянской площади в столице.

Москвичи смогут проголосовать за одного из двух исторических деятелей – князя, воина и монаха Александра Невского или основателя и главу Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (ВЧК) Феликса Дзержинского. Голосование, за ходом которого будет наблюдать специальная комиссия, продлится до 5 марта включительно.

По историческим меркам, Феликс Дзержинский жил совсем недавно — нас разделяет менее ста лет, поэтому о нем сохранилось достаточно достоверных сведений. Другое дело Александр Невский, живший настолько давно, что его образ с веками не только не тускнел, наоборот, становился все ярче. Едва ли не в каждой эпохе находились все новые краски для уточнения его портрета, поэтому за его реконструкцией чрезвычайно интересно наблюдать.

Святой, но князь

В 1263-м году великий князь владимирский и новгородский Александр Ярославович возвращался из Орды. Уже находясь у хана Берке, он почувствовал, что заболевает. Не доехав до дома, он скончался в пути и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимира. В 1381-м году состоялось первое освидетельствование мощей, и Александр Невский был признан местночтимым (почитаемым строго в определенном регионе) святым, после чего был назначен день его памяти, написан канон (особый жанр церковной гимнографии) и икона, на которой князь изображался в одеждах схимника, поскольку успел принять высшую ступень монашества – схиму.

Практически сразу после смерти Александра Невского в его жизнеописании стали появляться "уточняющие данные", указывающие, что князь был не только идеальным правителем, но и подвижником. Жил князь XIII веке, откуда до нас дошли 15 литературных памятников: переводной роман "Александрия" об Александре Македонском, нравственная хрестоматия "Златая цепь", несколько летописей. И религиозная литература, в том числе "Повесть о житии Александра Невского", о которой известно, что существовало 13 ее редакций. Это означает, что биография князя переписывалась 13 раз, причем описываемые в ней события значительно разнятся от одного литературного источника к другому.

Впоследствии его житие (жизнеописание святого) также неоднократно переписывалось: одни события из биографии схимника исчезали, на их месте появлялись другие. Как пишет в своем исследовании историк Андрей Зайцев, "в XV веке из текста исчезают все критические упоминания о правлении князя, а сам он предстает перед читателями как защитник Новгорода и его порядков, который "много трудися за Новъград и за Пьсков и за всю землю Рускую живот свои отдавая". Это была лебединая песня вольного города – Москва стремительно объединяла вокруг себя русские земли, и ей потребовался уже другой Александр Невский – самодержец, подобный римским и византийским императорам".

Видимо тогда же было переписано в житии и последнее слово сподвижника князя, митрополита Киевского и всея Руси Кирилла III: его обращение к князю "солнце земли Суздальской" было внезапно изменено на "солнце земли Русской". Одновременно стремительно разрастается список чудес, происходящих у мощей во время молитв святому. Главным подвигом Александра Невского становится защита русской земли и веры от латинян, а сам князь именуется не иначе как защитником веры.

Дело шло к изменению "статуса". И на состоявшемся в 1547-м году Поместном соборе Русской церкви князь Александр Невский был признан общерусским святым. Мощи по-прежнему оставались во Владимире, но в 1695-м году суздальский митрополит Илларион переложил останки в новую раку – деревянный ковчег, украшенный чеканными медными позолоченными пластинами, покрытыми растительным орнаментом. На боковых стенках располагались пять крупных медных позолоченных медальонов с описанием подвигов князя и фрагментами его жития, которые не сохранились до настоящего времени.

Ковчег был первоначально накрыт иконой, на которой князь – схимник. Позже икону заменили на новую: монах исчезает, появляется непобедимый правитель-воин. Иконы XVIII века позволяют представить этот стиль. Александр Невский мог быть изображен с мечом верхом на коне, либо в золотых доспехах и длинном пурпурном плаще, отороченном мехом. В правой руке он держит скипетр, в левой щит. Лицо его напоминает лик Спасителя на иконе Христос Вседержитель. В иконостасе усыпальницы династии Романовых в Петропавловском соборе Александр Невский предстает в красной мантии, подбитой горностаем на фоне пустынного пейзажа, а на горизонте виден силуэт некоего города.

Вероятно Петербург, основанный Петром I. Город, покровителем которого царь выбрал князя.

С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны.

Александр Невский и Петр Великий

Избрав покровителя, самодержец принимает решение перенести мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. На решение этой задачи потребовалось немало лет, но выбрав эту миссию, Петр не спешил, осознавая ее важность.

Святой, конечно же, был выбран не просто так. Его имя будущий император услышал еще в детстве: свою первую потешную флотилию Петр строил в Переславле – на родине Александра Невского. Но одного этого вряд ли было бы достаточно для решения сделать святого покровителем города, который Петр I считал своим детищем.

Другая параллель ему была намного ближе: в войне со Швецией русский царь претендовал на территории вокруг Невы как на историческую границу между Новгородом времен Александра Невского и Швецией. Потому-то после взятия Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии Петра I чествовали как завершителя дела князя Александра. Назвать святого покровителем Санкт-Петербурга стало следующим шагом в закреплении преемственности.

Оказывается, традиция избирать небесного покровителя для города зародилась очень давно: считалось, что святой, берущий город под свое крыло, оберегает его жителей от трагедий и несчастий как общего так и частного порядка. Традиция отлично прижилась в городской культуре. Самый яркий пример – выбор Римом своим покровителем апостола Петра.

Сподвижник Христа и продолжатель Его дела стал покровителем и Санкт-Петербурга. Но этого было явно недостаточно: во-первых, католический Рим первым выбрал апостола покровителем, стать вторыми было неправильно с точки зрения выстраивания империи. Что намного важнее, русскому царю требовался русский святой. Так Александр Невский стал наместником апостола в России.

Оставалось перенести мощи святого. Транспортировать их было относительно легко, но их надо было поставить в подобающее покровителю место. Петр I принимает решение основать в Петербурге монастырь в честь Святой Троицы и Александра Невского – Александро-Невскую Лавру. Место для будущего монастыря он нашел у впадения в Неву Черной (Монастырской) речки: там, по преданию, князь разбил шведов.

На месте сразу были поставлены два креста и деревянная часовня, но строительство монастыря началось только через полтора года. Архитектором первого каменного храма стал автор Петропавловского собора Доменико Трезини. По его проекту было построено двухэтажное здание в модном тогда стиле барокко, где разместились нижняя – Благовещенская церковь и верхняя – церковь Святого Александра Невского. Ее освятили 30 августа (12 сентября по новому) 1724-го года – в день торжественного перенесения мощей святого покровителя новой столицы.

11 августа мощи Александра Невского были вынесены из Владимира. Их везли в специально созданной колеснице, к которой был приставлен караул. Для большей безопасности в городах и селах останавливаться было запрещено, а духовным и светским властям надлежало встречать и провожать процессию "благоговейно".

Мощи великого князя и полководца встречали с военными почестями: для сопровождения раки из Шлиссельбурга в Санкт-Петербург был направлен весь флот молодой столицы. Петр I лично встал за штурвал галеры, которая везла покровителя его города. За перемещениями армады с берегов наблюдало около шести тысяч зрителей. О прибытии Александра Невского в Лавру услышал весь город – святого приветствовали пушечными выстрелами и звоном колоколов. Празднование третьей годовщины Ништадтского мира и обретения городом небесного покровителя продолжалось три дня.

Императрицы и гробница святому князю

Но и после смерти Петра интерес к выбранному им небесному защитнику Петербурга не проходит. Напротив, императрицы Елизавета и обе Екатерины поддерживают почитание святого князя: каждой из них важно укрепить свою преемственность от российских правителей.

"В ноябре 1746 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны началась работа по изготовлению нового, куда более роскошного вместилища для мощей небесного покровителя Петербурга", – утверждает искусствовед Лариса Завадская. Она чрезвычайно подробно описывает производственные работы.

Елизавета Петровна решает, что рака, в которой находятся мощи Александра Невского, недостаточно хороша и богата. Лучше сделать новую, серебряную. Для работы над проектом был выбран придворный портретист Георг Христоф Грот. Резчику Ивану Шталмееру было поручено изготовление деревянной модели в натуральную величину. Работами руководил советник монетной канцелярии Иван Шлатер. Барельефы со сценами из жизни князя на стенки саркофага выбивались по эскизам Якоба Штелина.

Через два года модель была закончена, началась работа над гробницей. И тут императрице пришло в голову, что "надлежит переставить ту гробницу, в которой ныне оные святые мощи находятся, не распечатав оные, в "нову раку".

Елизавета не подумала, что работа десятков людей тем самым была признана ею ничтожной и ненужной – изготовленные элементы не подходили по размеру к ее новому замыслу (и вообще никуда не подходили). Что потребуются новые эскизы, планы, чеканы – все придется делать заново. Щедрой рукой императрица пожаловала на раку с Колыванских приисков — первого открытого в России месторождения – полторы тонны серебра. Грот и Шлатер возобновили работы. К ним присоединились резчик Мартелли и резного дела мастер Иоганн-Франц Дункер.

30 августа 1750-го года – к празднику перенесения мощей Александра Невского был закончен саркофаг с крышкой весом 19 пудов 29 фунтов и 53 золотника. Еще через пару лет были готовы серебряные подсвечники и пирамида. Правда, при ее установке выяснилось, что выбитые на ней стихи Михаила Ломоносова не видны, поэтому императрица внесла новые изменения. Она велела приделать к пирамиде двух ангелов, а текст Михайло Васильевича выбить у них на щитах. Да так, чтобы слова поэта-ученого мог прочесть всякий паломник.

30 августа 1753-го года мемориальное сооружение, выполненное в модном в ту эпоху стиле барокко, было завершено. Оно состояло из семи частей: деревянного малого ковчега, сделанного в 1695-м году (где находились мощи). Ковчег помещался внутрь саркофага с крышкой. Сзади стояла пятиярусная пирамида, по бокам которой были установлены два пьедестала с трофеями и два подсвечника. В общей сложности рака Александра Невского весила 89 пудов и 22 фунта. Она обошлась казне в 80 тысяч 244 рубля 62 копейки.

В 1725-м году императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского из золота, серебра, алмазов, рубинового стекла и эмали. Общий вес 394 бриллиантов составлял 97,78 каратов. Орден Александра Невского считался одной из высших наград России. Он существовал до 1917-го года.

Что же до Екатерины II, то на время ее правления пришлось завершение строительства Александро-Невского монастыря, что дало императрице возможность внести свой вклад в отношения между церковью и государством.

В 1768-м году государыня изволила пожаловать монастырю для раки золотую лампаду и покров с образом Александра Невского и с бриллиантовым знаком ордена его же имени. Во время освящения Троицкого собора в 1790-м году рака с мощами была внесена и поставлена в правой части храма у алтаря. Как утверждают историки, императорская семья не преминула быть при этом событии. Это было первое перемещение монумента.

К несчастью, не последнее.

Гробница и ее странствия

Вскоре после революции 1917-го года Григорий Зиновьев и комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие гробницы и изъятие мощей Александра Невского — память о небесном покровителе революционного города надо было как можно быстрее уничтожить. Сначала они боялись протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и верующих, однако в мае 1922-го года постановление о вскрытии было принято Гробница была передана в Эрмитаж.

В 1922-м году в Эрмитаже проходила выставка "В помощь голодающим", на которой оказались практически все ценные иконы и церковная утварь из соборов и храмов Петербурга. Сразу же после выставки многие экспонаты были проданы за границу. А гробницу Александра Невского решили переплавить – страна нуждалась в серебре. И тогда директор Эрмитажа Сергей Тройницкий, директор Русского музея Николай Сычев и художник Александр Бенуа послали Калинину телеграмму с просьбой остановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской лавры.

В тридцатые власть снова вспомнила о простаивающих без дела полутора тоннах драгмета, и комплекс снова решили отдать на переплавку. Серебро требовалось наличными, а не культурными ценностями. Тем более религиозными. И музейные работники "откупились": они собрали дубликаты серебряных монет по весу памятника — полторы тонны.

В июле 1941-го года гробница Александра Невского вместе с другими уникальными экспонатами была отправлена в эвакуацию на Урал в Свердловский художественный музей. Поместился "экспонат" в 10 ящиках, которые ради особой секретности были пронумерованных вразнобой. После Победы все 10 ящиков вернулись в Ленинград. Была проведена незначительная реставрация, и в 1948-м году гробница была собрана в одном из парадных залов Невской анфилады.

Память эпохи и памятник эпохе

После выноса раки в мае 1922-го года мощи Александра Невского некоторое время оставались в Лавре, однако 5 ноября того же года их изъяли из монастыря, а на следующий день отправили в Наркомюст в Москву. После чего передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе Петрограда (Санкт-Петербурга).

Княжеские останки вернули Русской Православной Церкви только 3 июня 1989-го года. Ковчег с мощами сразу установили на их прежнем место в Троицком соборе.

Впрочем до возобновления почитания Невского как святого и покровителя Санкт-Петербурга, в СССР появился еще один, новый князь Александр. Как пишет протоиерей Андрей Кордочкин, "образ был создан заново в 1938 году с появлением фильма, снятого Эйзенштейном по указанию "отца народов", в котором христианский дискурс был целиком подменен геополитическим".

Остается добавить, что в Москве нет персонального памятника святому князю. Изображение Александра Ярославовича можно увидеть на одном из 8 мозаичных панно на потолке станции метро "Комсомольская" Кольцевой линии. Замысел Сталина под названием "Образы великих предков" реализовал художник Павел Корин. Или на картине "Реквием Русь уходящая" в Елизаветинском храме города Королёва или на триптихе "Александр Невский" того же художника в Третьяковской галерее.