Большое событие для Китая и всего мира. Со всей возможной китайской торжественностью лидер КНР Си Цзиньпин объявил о полной победе над абсолютной бедностью. Беспрецедентное событие. Всего же за 40 лет удалось вывести из нищеты 770 миллионов китайских граждан. Впереди – новая цель – строительство "общества равной зажиточности" или "равного благоденствия" к столетию образования КНР в 2049 году. Как движется Китай под руководством Си Цзиньпина?
Перебирая высушенную на палящем солнце кукурузу, мука из которой на юге Китая – основа всего местного рациона, Лю Лэй размышляет о деревенской жизни: "Как там в больших городах, я не знаю. Мне и тут хорошо. Недавно дом построил".
Домашний скот и куры за всем происходящим наблюдают прямо из окон. А недавно в эту горную деревушку в Гуанси провели водопровод. Сосед Лю такое раньше только по телевизору видел, хотя и ровесник самой КНР. "Мне – 71 год. Так что все на моих глазах менялось", – говорит он.
Жизнь в деревне и правда изменилась. А ее жители теперь и официально перешагнули порог бедности. А вместе с ними и весь Китай.
"Мы выполнили колоссальную по сложности задачу по ликвидации абсолютной бедности, создав настоящее чудо и вписав его золотыми буквами в историю. Это великая слава китайского народа, великая слава Коммунистической партии Китая, великая слава китайской нации!" – заявил Си Цзиньпин, председатель КНР.
Компартия, конечно, делает оговорку: речь – о победе над крайней нищетой. Ее порог по здешним стандартам – около 4 тысяч юаней на человека в год. То есть чтобы не считаться абсолютно нищим, в Китае достаточно жить на один доллар и семьдесят центов в день. Это, конечно, меньше стандарта Всемирного банка. Но ведь и из-за этой черты за сорок лет удалось вытащить почти 800 миллионов человек, которые благодарят за это Компартию и лично ее председателя, старательно шелестя на камеру новенькими купюрами.
В хунаньскую деревушку Шибадун теперь водят экскурсии. Только за прошлый год – почти полмиллиона туристов, которые едут посмотреть не только на танцы народности мяо, но и на камень с высеченным "Наша цель – побороть бедность". Эти слова Си Цзиньпин произнес на этом самом месте, когда в 2013-м возвел идею еще Дэн Сяопина в абсолютную китайскую мечту, определив госпрограммы: от создания рабочих мест до строительства жилья, куда массово переселяют жителей глухих деревень, буквально спуская их с гор.
"У нас считается, что человек преодолел порог нищеты, когда у него есть доступ к медицине и образованию, он чувствует себя в безопасности, у него есть одежда, вода, еда и крыша над головой", – сказал один из местных жителей.
То, что китайцам удалось преодолеть, можно понять по уникальным кадрам хроники, снятым советскими операторами. Первые годы становления КНР. Повальная нищета. Разруха. На улицах Пекина и Шанхая – толпы голодных крестьян, бежавших из сел в поисках хоть какой-то работы. И эти же улицы сегодня, где разве что традиционные красные фонарики все те же.
Атмосферные улочки старого Пекина такие же, как и много веков назад. Сейчас это, конечно, лишь островки в центре китайской столицы. Но ведь тем разительней контраст, когда прямо напротив – футуристичные здания, а рядом со ржавыми велосипедами – машины последних моделей.
Но все-таки лучше всего рост Китая виден с воздуха. Там, где еще даже не 40, а каких-то 10 дет назад были непроходимые болота и стояли покосившиеся лачуги, сегодня – гигантские небоскребы современных мегаполисов. Деловые центры со штаб-квартирами транснациональных корпораций. Многоуровневые развязки. Многокилометровые мосты.
На снимках из космоса – наглядно, как было, и как стало, что, в общем-то, неудивительно. Только за восемь лет и только в ликвидацию бедности Китай инвестировал почти полтора триллиона долларов. На Западе это, конечно, вызывает раздражение, ведь все вытягивает госрегулирование. И как только дотации уменьшат, доходы населения могут снова сократиться. Но на это у Компартии тоже есть план.
"Еще Мао Цзэдун говорил: не будет дисциплины – не будет и высот. Для любого общества важен порядок. Но порядок это не железная рука и не безинициативность, а стратегия и воля, а еще и невидимая рука рынка, которая распределяет ресурсы", – отмети Хань Баоцзян, профессор Высшей партийной школы ЦК КПК.
По его словам, это, как в Советском Союзе Институт марксизма-ленинизма, – пройти через Высшую партийную школу должен каждый чиновник: секрет китайского экономического чуда – как раз в партийной дисциплине. Строгая иерархия и четкое следование заветам тех, чей даже гранитный взгляд теперь – с отпечатком "китайской специфики". Ей объясняют здесь все, даже то, что столетие своей Компартии социалистический Китай встречает с самым быстрым в мире приростом долларовых миллиардеров. Таких уже почти пятьсот человек. Построивших свои бизнес-империи все больше – на высоких технологиях, что добрались и до деревни.
Хай-тек по-деревенски – это когда с утра до вечера не только в поле, но и в интернет-магазине. Китайцы все больше переходят от экспортной модели к наращиванию внутреннего потребления. Стране нужны те, кто готов бесконечно тратить деньги. И это – новая цель, поставленная Пекином. А как и на чем заработать, здесь придумают всегда.