"Ко всеобщему удивлению Горбачев и Рейган установили хороший личный контакт, – отмечает автор фильма "Встречи с Горбачевым" Вернер Херцог. – Хотя окончательное соглашение подписано не было, встреча стала огромным прорывом. Обсуждался полный отказ от ядерного оружия".
Историческая встреча президентов США и СССР не в Хиросиме, а в Исландии, на полдороге между двумя странами, и спустя всего несколько месяцев после аварии в Чернобыле. Местом встречи стал частный дом в Рейкьявике – особняк Хёвди. Горбачев с Рейганом во всех документах записали: надо избавиться от ядерного оружия, взять курс на разоружение, здесь обсуждался полный отказ от ядерного оружия.
"Этот переход, учтите, нужен вам не меньше, чем нам, – убеждал американского президента его советский коллега. – Такова цена того, что здесь происходит. Здесь центральный пункт мировой политики. Тот, кто этого не понял, тот ничего не понял, что происходит в мире".
Америка не была готова отказаться от ядерного соперничества в космосе. Сразу подписать договор не удалось. Но рукопожатие Рейгана и Горбачева в Рейкьявике для всего мира стало знаменательным.
Сюда со всего мира съезжаются туристы, которые копируют сцену рукопожатия, сверяясь с фотографией на смартфоне.
В США были разочарованы встречей и отнеслись к ней с большим скепсисом, признается бывший тогда госсекретарем Джордж Шульц. Ситуацию спас выход Горбачева к журналистам.
"Я сказал: это не провал, это прорыв. Мы заглянули за горизонт. Мы видим, надо идти дальше в поисках, – вспоминает Горбачев. – Рейгану утром на следующий день доложили, что Горбачев сказал, что это не провал, как они думали и как они говорили. Что это прорыв. И он сказал: прорыв. И Шульц сказал: прорыв. И так пошло. И в результате мы же начали работу по уничтожению ядерного оружия".
Итогом встречи в Рейкьявике стали договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Рейган и Горбачев, в отношениях которых все бывало, обрели контакт, узнали друг друга и стали друг друга уважать.
"Нам удалось расправиться с целым классом ядерного оружия. И тем самым мы отодвинули ядерную угрозу, – оценивает итог этих переговоров экс-президент СССР, которому 2 марта 2021 года исполнится 90 лет. – Мы не закончили бы холодную войну, если бы не было желания с той или с другой стороны. Мы поняли и сделали это. Мы и американцы лучше всех знаем, чего стоила бы война – она стоила бы гибели цивилизации".
При Горбачеве ядерные арсеналы были уменьшены на 30 процентов.
Сегодня наша мировая политика снова действует по древнему принципу "око за око", сожалеет советник канцлера Германии Гельмута Коля Хорст Тельчик. После того, как уже сейчас президент США заявил о намерении модернизировать ядерный арсенал страны, последовала реакция из Москвы и Пекина. Китай в тот же день увеличил военные расходы на 8 процентов.
"Вторая мировая унесла жизни более 20 миллионов русских людей, так что, я думаю, у проблемы расширения НАТО есть две стороны, – размышляет советник Коля. – Нельзя забывать о том, что Россия склонна не доверять нам просто исторически. Я бы не отмахивался от их требований безопасности, относился бы к ним очень серьезно".
Такое же мнение и у Горбачева. Он убежден, что холодная война не может быть формой ведения международных отношений. Настрой на разрядку, стремление к демократии и обеспечения баланса в мире принесли Горбачеву феноменальную популярность на Западе. Для Америки он стал символом хорошего советского человека. Популярность его выросла еще больше, когда он вывел войска из Афганистана после десятилетнего их присутствия там.
Михаил Горбачев способствовал мирному объединению Германии. Он вывел около полумиллиона советских военных домой с баз в Центральной Европе и пять тысяч танков.
"Он сделал возможным принятие Парижской хартии для новой Европы. И моя главная мечта – это мир и спокойствие от Ванкувера до самого Владивостока. В истории такого еще никогда не случалось", – по-прежнему верит в это Хорст Тельчик.
"Что касается Гельмута Коля, у нас было начало неважное. В какой-то момент он сравнивал меня с Геббельсом, – говорит о еще одном своем партнере по переговорам Михаил Горбачев. – Это потом все снялось. Мы стали друзьями, стали крепко дружить, очень вместе активно работать на сближение, на сотрудничество, которое привело в конце концов и к объединению Германии".
С немцами мы тесно связаны и в политике, и в экономике, и культурно, признает Михаил Горбачев.
"В общем, немцы нам судьбой даны. Сначала они много беды нам принесли, – продолжает он. – Но теперь я их на первое место ставлю, что касается дружеских отношений".
Тем временем внутри страны набирали скорость другие процессы. Был ли неизбежным процесс распада Советского Союза. Что к нему привело?
Ответы на эти и другие вопросы в фильме-интервью "Встречи с Горбачевым" – эксклюзивно на "Смотрим". И в нем же ответ на самый жесткий вопрос: что должно быть написано на надгробии Горбачеву?
"Я не от себя, а повторю то, что однажды прочитал на могиле друга, – дает ответ и на этот вопрос Горбачев. – И это осталось у меня, врезалось навсегда: "Мы старались".