В США – очередная история в стиле новой этики. Из-за обвинений в расизме под запрет попали шесть книг популярного детского писателя Доктора Сьюза – того самого, что придумал Гринча, который украл Рождество. Для Штатов такой абсурд уже становится нормой. В разное время цензоры страны образцовой демократии признавали вредоносными, и это не шутка, Карлсона, который живет на крыше – дескать, он учит детей плохому, "Приключения Алисы в Стране Чудес" обвиняли в пропаганде наркотиков. А про Тома Сойера и Гекльберри Финна, которых новое поколение американцев уже знать не будет, история недавняя, многие ее помнят. Впору, конечно, сказать, что такое и у нас было – да, стихи Самуила Маршака, например, тоже попадали под валун цензуры. Например, известное "Дама сдавала в багаж" сочли клеветой на советские железные дороги, а в "Коньке-Горбунке" Ершова ретивые блюстители молодой советской идеологии из Наркомпроса усмотрели даже порнографию. Но это были безумные двадцатые прошлого столетия. А сейчас речь про двадцатые годы нашего века.
Доктор Сьюз для американцев – это примерно как Самуил Маршак для тех, кто говорит на русском языке. Его героев особенно любят те, кого и читателями называть рано: малыши, которые пока только слушают сказки. Именно в день рождения писателя, 2 марта, в Штатах отмечают Национальный день чтения по всей Америке. По традиции в Белый дом приглашают детей, чтобы президент и первая леди почитали им про Кота в шляпе, Лоракса и Гринча.
Но любители так называемой культуры отмены углядели в книгах Сьюза стереотипное представление о чернокожих и азиатах, а в современной Америке за такое не прощают.
Поэтому Джо Байден вопреки традиции не стал упоминать классика в своей речи по случаю праздника.
"Важно, чтобы дети разного происхождения видели себя в книгах, которые они читают. Но за деталями я бы хотела вас направить в министерство образования", – отфутболила очередной журналистский вопрос пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
Под самоцензуру издательства Doctor Seuss Enterprises попали шесть книг: "Только подумать, что я видел это на Малберри-стрит", "Если бы у меня был зоопарк", "Бассейн мистера Эллигота", "По ту сторону зебры", "Супер-яичница" и "Кошачий опросник". Их больше не будут печатать, а выдавать лицензию другим издателям перестанут.
Ирония в том, что именно Доктор Сьюз учил детей ценить каждого вне зависимости от внешности. Например, его сничи – вымышленные существа, похожие на птиц, в одной из книг узнают: у кого-то из них на брюшке есть звездочка, а у кого-то нет. Сьюз по-доброму высмеивает попытки сничей обзавестись заветными символами, но в финале объясняет: знаки отличия – это чепуха.
"Да кому интересно – есть ли у тебя звездочка? Важно не то, из какой ты группы, важен ты сам! Даже пятилетка понимает смысл этой истории! 60 лет американские дети читали про сничей и другие похожие книги. Именно поэтому у нас есть сегодняшняя Америка", – отмечает телеведущий Такер Карлсон.
Но мейнстрим-медиа настаивают: Доктора Сьюза не отменили. Просто очистили книжные полки от предрассудков времени, в котором жил писатель. Досталось и старшему сыну бывшего президента Трампа, который признался, что стихи про Кота в шляпе знает наизусть.
"Я не удивлен, что Дон-младший любит Кота в шляпе. Я всегда знал, что он умеет читать на уровне второго класса. А еще мне кажется, что папа зовет его и Эрика – Штучка-Один и Штучка-Два", – съехидничал ведущий вечернего шоу Стивен Кольбер.
А в Голландии остракизму подвергли белую поэтессу, которая хотела перевести стихи Аманды Горман – звезды инаугурации все того же Джо Байдена.
Поначалу все шло хорошо: проект доверили лауреату Букеровской премии Марике Лукас Рейневельд, которая себя женщиной не считает и просит обращаться к ней местоимением "они". Но публика напомнила писательнице про ее цвет кожи, и Рейневельд от предложения отказалась. Хотя сама Горман радовалась выбору голландского издательства.
Еще дальше пошел бывший глава ЦРУ, рассказавший на телевидении, что из-за действий своих однопартийцев-республиканцев он порой стыдится, ни много ни мало, себя.
"Мне все больше стыдно быть белым мужчиной в эти дни, когда я вижу, что говорят другие белые мужчины", – выдал экс-глава ЦРУ Джон Бреннан.
Не чурается культуры отмены и искусственный интеллект. Специалисты университета Карнеги-Меллона начали расследование инцидента с шахматистом Антонио Радичем, которого YouTube временно заблокировал за то, что в беседе с гроссмейстером Хикари Накамурой слишком часто звучали слова "белый" и "черный".
Видеохостинг отфильтровал тот стрим как "тлетворный и опасный". У Радича – более миллиона подписчиков, и доступ к его каналу в итоге восстановили. Теперь исследователи предлагают скорректировать алгоритмы соцсетей с поправкой на шахматы, чтобы машина не заставляла людей отказываться от терминов, которым уже полторы тысячи лет.