Тема:

Политический кризис в Армении 5 месяцев назад

Протесты в Ереване: меры безопасности повысили до предела


EPA

В Армении – сразу несколько протестных акций и шествий, в Ереване перекрыт главный проспект. На кону – судьба внеочередных парламентских выборов.

В Армении – сразу несколько протестных акций и шествий, перекрыт главный проспект Еревана. Противники премьера Никола Пашиняна, требующие его ухода, собрались у здания парламента. Еще один митинг у стен Минобороны – уже в поддержку главы Генштаба. На его отставке настаивает Пашинян, оппозиция против, и завтра ее представители встречаются по этому вопросу с президентом страны. На кону – судьба внеочередных парламентских выборов.

В Ереване нет времени для тишины. Неделя началась протестами, ими же и заканчивается. На улицах гудят акции, митинги и шествия.

За высоким забором – здание Министерства обороны. Бывшие сослуживцы, военные в отставке и ветераны пришли не только поддержать начальника Генштаба, но и потребовать отставки премьер-министра.

Тех, кто собрался здесь, немного. Но в своей правоте они уверены: никакого переворота глава Генштаба не устраивал, и в отставку его отправляют незаконно.

"Нельзя по своему усмотрению проснуться рано утром и, исходя из своего настроения, снять его с работы. Страна – не посудная лавка и не мебельная фабрика, где можно подобным образом распоряжаться руководством Вооруженными силами", – говорит политический деятель Арман Сагатылян.

Градус народных протестов растет и у стен парламента. У служебного входа вновь подкараулили депутатов от партии власти.

– Пирожки домашние, русские.

А кофе – только по-армянски. Сами депутаты пытаются сохранить единство. Кулинарная дипломатия в действии: за одним столом – кажется непримиримые стороны в парламенте.

- Наши оппоненты из оппозиционной партии имеют полное право, говоря народным языком, мочить нас с политической трибуны.
– И как? Мочите?
– Да!
– Мочат-мочат!

132 кресла: фракция партии власти, две оппозиционных плюс независимые депутаты. Когда обстановка накалилась до предела, попробуй договориться.

- Нет такого: я тебе руки не подам, потому что у нас сейчас с тобой политические разногласия?

"Ну, кто в вашем понимании самый ярый оппозиционер? Мы можем сейчас подойти и очень тепло с ним поздороваться", – говорит депутат партии "Мой шаг" Алексей Сандыков.

- Армения встанет ото сна, и на обломках николизма напишут наши имена! Вот наши имена!

Под стенами парламента – очередной митинг. Пошли десятые сутки. Главный проспект перекрыт. На улице шествия. Пробки в городе – 8 баллов из 10.

"Мы готовы к протестам 24 часа в сутки, готовы делать все, чтобы спасти нашу Родину", – говорит депутат оппозиционной партии "Процветающая Армения" Джанибек Айрапетян.

Депутат Айрапетян – один из тех, кто протестует не только с трибуны парламента, но и на улице. Казалось бы, депутата от партии власти обойдет дальним коридором.

– Вы настаиваете на том, что Пашинян должен уйти?
– Да, конечно!
- Но это не означает, что мы не можем быть друзьями.

На уровне лидеров партий пока все не так просто. С премьером Пашиняном оппозиции договориться не удалось.

"Для предотвращения дальнейшей эскалации, столкновений я предложил остановить противостояние между армией и правительством, и пойти на выборы", – говорит лидер фракции "Просвещенная Армения" Эдмон Марукян.

Пойти на это премьер не готов, пока начальник Генштаба не уйдет в отставку. Митинги не утихают. Меры безопасности в городе максимально повысили. Полиция готова пресекать любую агрессию.

В 2018 году двери этого парка впервые открылись для всех по инициативе премьера. Здесь мог прогуляться любой желающий. Сейчас сложно попасть даже журналистам. А ворота после беспорядков в ноябре не просто закрыли – заварили. Сейчас здесь дежурят полицейские.

Несмотря на горячие сердца, головы митингующих пока холодные. В конце концов, политические оппоненты – еще не значит враги.