Тема:

Дискриминация российских СМИ 3 недели назад

Чудеса цензуры. YouTube наложил ограничения на фильм о Ржевской битве

YouTube установил возрастной рейтинг 18+ на фильм "Ржев. 500 дней в огне". Авторы не понимают, чем их лента не понравилась иностранным модераторам: в ней нет ни одной сцены насилия или убийства. Эксперты уверены, что речь идет об очередной акте цензуры, направленной на российские СМИ.

Видеохостинг YouTube с очередными чудесами цензуры в интернете. На этот раз в немилость модераторов попала документальная лента "Ржев. 500 дней в огне". В основе сюжета – история Ржевской битвы, комментарии ее участников и редкие кадры военной хроники. На записи отныне стоит ограничение 18+, хотя ни единой сцены насилия в фильме нет. И предупреждение: "Это видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей". Видимо, речь о тех, кому очень не хочется, чтобы подрастающее поколение знало о подвигах своих предков.

Это уникальные исторические кадры. Хроника, которую собирали по крупицам в архивах. Живой же картину делают уже современные воспоминания очевидцев. Этот фильм – попытка рассказать об одной из самых кровопролитных битв, которая продолжалась 500 дней и оказалась незаслуженно забытой в советской историографии.

"Большие потери: 1 миллион 324 тысячи потеряно. Под Сталинградом-то меньше", – рассказывает участник Ржевской битвы Спартак Сычёв.

Сцен насилия, убийств в ленте нет. Есть воспоминания и факты. Тем не менее, для международного видеохостинга YouTube такие кадры оказались неприемлемыми. Доступ к документальной ленте ограничили. Теперь просмотр доступен только для совершеннолетних. Кроме того, фильм убрали из рекомендаций, что крайне плохо сказывается на числе просмотров.

"Конечно, то, что хостинг ограничивает доступ к фильмам о Великой Отечественной войне, это вызывает оторопь. Особенно, если учесть тот факт, что шок-контента в этом фильме нет. Да, сама история тяжелая и трагичная, и она действительно может вызвать шок, но изображение, видео хроники никак не может травмировать психику человека", – уверен режиссер ленты Роман Ганган.

На прошлой неделе аналогичным ограничениям подвергся фильм Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину". Картина появилась на видеохостинге 5 лет назад, но почему-то некие нормы платформы стала нарушать лишь в этом марте. Блокировки и в Instagram (запрещена в РФ), и в YouTube уже не первый раз накладывают и на канал "Крым 24".

"Instagram – это уже не первая блокировка. Год назад YouTube уже уничтожил весь архив канала за 5 лет. Если честно, крымчане уже устали от этих глупых и бесполезных санкций", – говорит генеральный продюсер АНО "Телерадиокомпания "КРЫМ" Олег Кючков.

Только за последний год таких инцидентов десятки. Тот же фильм "Беслан" Александра Рогаткина. Дело об ограничении просмотров этой ленты дошло до суда. Но каждый раз гарантии, что хостинг отреагирует на вынесенное решение или выплатит штраф, нет.

"Нет механизмов пока, которые заставили бы их уважительно относиться. Так быть не должно. Если они так себя ведут, то прописываются в законе механизмы, что ни копейки вы не получаете от России, если вы таким образом себя ставите", – заявил председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

Но как бороться с такой цензурой в интернете? И что делать, чтобы защитить отечественный контента от модерации в зарубежных соцсетях.

"Одна из проблем, которые есть, это отсутствие в России полноценных представительств компании и невозможность вести с ними полноценный диалог. Сейчас мы находимся в стадии проработки законопроекта, который установит требования к иностранным технологическим компаниям для работы на территории РФ", – поясняет глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн.

Если же договориться в законодательном поле не удастся, можно создать альтернативу и создать свою видеоплатформу.

Все фильмы ВГТРК, в том числе "Крым. Путь на родину", уже доступны на медиаплатформе "Смотрим".