Михаил Елисеев: нас увлекает не смерть, а ее преодоление


Дирижер – Йорн Бойзен (Германия)


Дирижер – Йорн Бойзен (Германия)

25 марта в Большом зале "Зарядье" состоится премьера музыкально-пластической композиции режиссера Михаила Елисеева "Малер. По краю Вечности". "Нас увлекает не сама тема смерти, опасная тема, к которой обращались многие авторы в разных жанрах, а идея ее преодоления", – говорит режиссер.

25 марта в Большом зале "Зарядье" состоится премьера музыкально-пластической композиции режиссера Михаила Елисеева "Малер. По краю Вечности".

В спектакле, объединившем музыку, хореографию и поэтическое слово, принимают участие идеолог проекта, солистка Большого театра Александра Дурсенева (меццо-сопрано), прима-балерина Большого театра, хореограф Марианна Рыжкина и актер Владимир Кошевой.

В основе проекта – сочинения Малера: вокальный цикл на стихи Фридриха Рюккерта "Песни об умерших детях" и фрагмент симфонии-кантаты "Песнь о Земле", которые прозвучат в исполнении Александры Дурсеневой, Владимира Слободяна (фортепиано) и Татьяны Осколковой (арфа).

Режиссер Михаил Елисеев рассказал Вести.Ru о спектакле:

– "Песни об умерших детях" – одно из самых проникновенных произведений в музыкальном мире. Невероятно печальное и предельно возвышенное. Известный дирижер Яша Горенштейн перед смертью очень сожалел, что никогда больше не услышит эти Песни. Об этом были его последние слова. Мне кажется, задачей любого режиссера является стремление работать с лучшим материалом, поскольку в нем заложена огромная творческая перспектива. В него хочется вкладываться в полную силу. Погружение в гениальное произведение, не пассивное и созерцательное, а творческое позволяет открывать мир в себе, себя в мире, и делиться этим со зрителем. Мы хотим рассказать зрителям притчу о мужчине и женщине, о беде, посетившей их дом, и о жизни, которая, как музыка, вечна.

– Насколько сложно сценически воплотить музыку Малера, объединить ее с хореографией и словом?

– На сцене не бывает ничего невозможного. Другое дело, когда соавтором вашей работы, хотите вы того или нет, является великий композитор, произведения которого уже самодостаточны. Думаю, одного трепета и влюбленности в такого соавтора, для работы маловато. Необходимы знания материала, культуры соответствующего времени, исторической составляющей и понимание целей самого автора. Тогда последний станет вашим спутником.

– Что главное в спектакле, на чем сделан акцент: музыка, хореография или поэзия?

– Музыка, безусловно, первична. И перенести основной акцент на что-либо другое невозможно. Как говорил Иосиф Бродский, "когда я слышу музыку, все остальное становиться фоном".

– В основе спектакля сочинение "Песни об умерших детях". Как работать с таким материалом?

По большему счету, я, наверное, выражу мнение всех участников проекта, что нас увлекает не сама тема смерти, опасная тема, к которой обращались многие авторы в разных жанрах, а идея ее преодоления. Нам, скорее, хотелось помолиться "... за всех детей в колыбелях...", как сказал уже цитируемый классик. Помолиться и прикоснутся в великой музыке Густава Малера.