Новому президенту США приходится сталкиваться с такими проблемами внутри самой Америки, решение которых под силу лишь лидеру с недюжинными способностями. Например, более трети американцев трудно оплачивать расходы на жилье, если точно, то это 35%. На время эпидемии ковида правительство Трампа запретило арендодателям выселять должников, дабы предоставить хоть некоторую отсрочку. Мораторий на выселение неоднократно продлевался, но очередной срок заканчивается 31 марта.
Поскольку коронавирус в Америке все бушует, то логично было бы отсрочку продлить еще раз, но тогда разорятся арендодатели, у которых и без того уже год как зубы на полке. Если же не продлить мораторий на выселение, то очень быстро без крыши над головой окажутся от 30 до 40 миллионов американцев.
Другая головоломка для Байдена: число недоедающих детей за год выросло в Америке в 10 раз. Сейчас голодают 12 миллионов маленьких американцев, чьи родители не способны их прокормить. Аналитики пишут, что "тиски голода затягиваются на Америке", как и на многих странах третьего мира. При этом США претендуют на роль главного координатора в мире по международной продовольственной помощи.
Понятно, что в пандемию взлетела безработица. Так, в январе текущего года число рабочих мест в стране сократилось на 9 миллионов по сравнению с тем, что было годом ранее. Байден предлагает увеличить расходы на борьбу с последствиями пандемии, но на практике большие пособия не стимулируют к поиску работы, особенно в иммигрантской среде. Праздность и иждивенческие настроения порождают и взлет преступности.
Медицина в США либо сверхдорогая для богатых, либо очень плохая для бедных. Страховки не покрывают фактических расходов, а частные клиники не сдерживают себя в аппетитах, в то время как более половины бедных, например, в Калифорнии не то что обслуживались дистанционно, а просто по телефону даже без видео. Так же – по телефону – консультируют и резко возросшие в пандемию случаи психических расстройств.
Наконец, прививочная кампания идет неряшливо: нарушаются протоколы, нередко используется лишь один компонент вакцины из двух или колются разные вакцины одному пациенту.
Словом, Байдену, прежде чем бросаться словом "убийца", стоит самому на себя посмотреть в зеркало и прикинуть, сколько жизней американцев уносит его собственный диагноз.
Да, многие аналитики на Западе связывали с победой Демпартии на выборах надежды на уврачевание раскола в американском обществе, снижение радикализации и на межпартийное взаимодействие в институтах власти, однако реальные предпосылки этого до сих пор не появились. Внутриполитический кризис становится все острее, поляризация мнений – все драматичнее, а Байден эффективных решений все не находит.
Угадай страну по шокирующим кадрам. Авторы этого видео, предусмотрительно не высовываясь из машины, снимают исподтишка не ночные фавелы Рио-де-Жанейро или барриос Каракаса, не трущобы Могадишо или закоулки Кабула. В объективе смартфтона – Кенсигтон-авеню в первой исторической столице США Филадельфии.
Десятки похожих на зомби людей, пытаясь согреться, собираются у мусорных баков посреди заваленной хламом улицы под эстакадой метро. О том, что это Америка, напоминают вывески редких магазинов, но основной товар на Кенсигтон-авеню не нуждается в рекламе. Скид-Роу Восточного побережья. Так называют этот крупнейший рынок наркотиков под открытым небом. Здесь в эпицентре опиоидной зависимости за пять долларов можно купить смертельную дозу героина с добавлением фентанила.
Вот склонившейся в характерной позе один из тех, кто уже принял. Кто знает, не пополнит ли и он через несколько часов статистику, по которой число смертельных случаев передозировки в Филадельфии подскочило до 1150 случаев. Пару лет назад число скончавшихся от героина в городе в три раза превышало число убийств, но пандемия и наступивший после нее кризис подкорректировали эти цифры.
В общем, в 2021-м в Филадельфии показатели по убийствам вполне себе венесуэльские или бразильские. Пристрелить могут прямо на пороге тюрьмы.
Безумие и на юге США. Демократы долго критиковали миграционную политику Трампа с его стеной. Как только Байден пришел к власти, на Техас накатила волна заждавшихся мигрантов из Центральной Америки. Приходили и раньше, но сейчас особенно много детей. Только за последние три недели – больше трех с половиной тысяч. Двести из них – в возрасте до 12 лет.
Рекордные цифры детей-мигрантов без сопровождения взрослых – на южных границах. Места в предоставляемых правительством центрах для мигрантов закончились. Но Белый дом продолжает говорить, что это не кризис.
Временные лагеря переполнены. Но журналистов, чтобы не шокировать, внутрь не пускают. Цензурировать картину гуманитарного бедствия – единственный для демократов способ хоть как-то управлять ситуацией.
"Администрация Байдена держит все под контролем. Это займет некоторое время", – заявила Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей.
Ни спикер Пелоси, ни президент Байден за те несколько недель, что продолжается миграционный кризис, так ни разу и не были на мексиканской границе. Не взглянули лично в глаза тем, кому в разгар коронакризиса, решая свои внутриполитические задачи, цинично подарили надежду на реализацию "американской мечты". Мечта для проехавших в кузовах грузовиков и товарных вагонах, прошагавших пешком сотни километров, померкла, как тусклый свет в бараках временного содержания.
"Администрация Байдена должна ответить за вовлечение несовершеннолетних в бесчеловечные условия, эти дети подвергаются опасности, сталкиваются с торговцами людьми, жестоким обращением и террором", – заявил Грег Эбботт, губернатор штата Техас.
"Мест в Америке больше нет" – такая надпись где-нибудь на трамповской стене, что пролегла среди прерий и кактусов, выглядела бы честно. Радикальный план Байдена, который должен был подарить 11 миллионам нелегалов американское гражданство, а Демпартии, видимо, столько же избирателей, завис в Конгрессе.
"Мы надеемся, что добрые люди Центральной Америки готовы к "гуманности и состраданию" по версии Демократической партии. Почему бы им не съездить в Балтимор, чтобы посмотреть, как это выглядит на деле? В 2018 году город Балтимор превзошел по числу убийств государство Сальвадор и, если уж на то пошло, такие страны, как Гондурас, Гватемала и даже Афганистан. Однако никто даже не подумал призвать Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях на помощь жителям Балтимора. А это следовало бы сделать! Никому из жителей Балтимора не предлагали убежище в Сальвадоре. И, кстати, если предложат, им стоит всерьез рассмотреть это предложение, потому что жить с MS-13 гораздо безопаснее, чем жить в Балтиморе", – сказал Такер Карлсон, ведущий телеканала Fox News.
Позади и Гондурас, и Гватемала – страны третьего мира, как их раньше было принято называть. Но теперь границы этого мира нередко совпадают с границами американских городов: Детройта или Ньюарка в Нью-Джерси, калифорнийского Окленда или Гэри, что в штате Индиана. И дело не только в преступности. 24 миллиона американцев – это около 11% взрослого населения США – в начале года сообщали, что им и их семьям не хватает еды.
Еще тяжелее семьям с детьми. Закрытие на удаленку школ, которые для многих небогатых американцев были местом, где их ребенок мог гарантированно получить завтрак или обед, заставили всерьез говорить о детском недоедании или голоде. В США. В XXI веке.
Но пандемия не заканчивается, многие школы по-прежнему закрыты.
"С нами связался школьный учитель и сообщил, что 9-летняя девочка расплакалась перед всем классом во время виртуальных занятий. Она просила о помощи, сказала, что умирает с голоду", – рассказал Ким Гадано, президент благотворительного фонда Fulfill. И это в благополучном, на первый взгляд, Нью-Йорке – финансовой и деловой столице США.
На этой улице в испанском Гарлеме две Америки словно бы сошлись лицом к лицу. Одной не хватает на еду. Каждую неделю в этом пункте раздачи продукты получают примерно тысяча триста семей. Прямо напротив – Центральный парк и роскошная Пятая авеню с ее самыми дорогими в Нью-Йорке квартирами и особняками.
В пластиковые авоськи и сумки на колесах ложатся товары первой необходимости. В очередь может встать любой желающий. Надо только предварительно получить талон.
Раздают еду сотрудники организации под названием "Общая кладовая". Таких благотворительных сообществ в крупнейшем городе США – десятки. В основном при церквях. Задача у всех общая: помочь тем, кто остался с пустым холодильником.
"Думаю, что голод – это огромная проблема, особенно в городе, потому что, как вы знаете, нам всем нужно есть, к сожалению, еда дорогая, свежие продукты стоят дорого, и мы стараемся смягчить это. У нас есть некоторые люди, которые просто безработные в настоящее время, а всего пару недель назад они зарабатывали шестизначные цифры, поэтому мы видим всех здесь", – сказал волонтер Хорхе Негрон.
Взять можно не только еду. Есть моющие средства. Есть корм для домашних животных. Кому что требуется, ведь многие в США сейчас вынуждены экономить на самом необходимом. Более 80 миллионов американцев – это 35% взрослого населения – испытывают трудности с обычными повседневными расходами, как семья из района Вашингтон Хайтс.
- Почему вы здесь?
- Из-за пандемии многие потеряли работу, были сокращены. У людей стало меньше денег. Это помощь для тех, кто не может себе позволить тратить деньги на еду.
- Конкретно вашей семьи это помогает?
- Помогает. Наши доходы урезаны, мы зарабатываем немного, это позволяет нам тратить деньги на что-то другое.
"На что-то другое" – это прежде всего на жилье. Каждый пятый арендатор в США сейчас не в состоянии вовремя вносить арендную плату. Меньшинства – выходцы из Латинской Америки, афроамериканцы – самая уязвимая категория.
Собственное жилье в США есть далеко не у всех. У Патриции Мендозы, матери-одиночки из Калифорнии, например, нет. "Я хочу бороться за свои права, чтобы прекратить выселения. Я хочу бороться и рассказываю о своей истории, потому что ни одна семья не должна пережить то, что переживаю я. Никто из нас, не в это время, не в пандемию. Куда нам идти?" – плачет женщина.
Долг Мендозы по квартплате тем временем перевалил за астрономические семь тысяч долларов. И таких, как она, не имеющих собственной крыши над головой, в Америке – 107 миллионов. В Калифорнии стали присматриваться к заброшенным военным городкам, как к этому, что у авиабазы Трэвис.
Пустующий военный городок в Калифорнии на подъезде к военно-воздушный базе. Здесь стоят дома-призраки, где раньше жили семьи военных. Данные статистики говорят о том, что в округе Солана в Калифорнии более 1200 бездомных, включая 160 ветеранов.
Пандемия и коронакризис в прямом смысле меняют облик американских городов. Так случилось и Вествуде, штат Нью-Джерси.
Американский журналист Джон Вароли устроил нам небольшую экскурсию по своему родному городу. Патриархальный Вествуд находится всего в получасе езды от Манхэттена.
Рядом с маленькой станцией – мемориал погибшим во всех войнах, в которых США участвовали в ХХ и ХХI веке. Первая и Вторая мировые, Корея, Вьетнам, Афганистан… Во всех них, если брать боевые потери, Америка потеряла меньше, чем в пандемию COVID-19: 541 тысячу человек.
"У нас всегда будет такое ощущение с начала ковида, что мы на фронте, потому что здесь очень много людей умерли во время ковида. Обстановка очень тяжелая. Психологически очень тяжело, мрачно", – отметил Вароли.
После войны, конечно, рано или поздно случается подъем. Из той же Второй мировой Америка вышла окрепшей. Случился беби-бум. Но коронакризис – явление слишком сложное. У Байдена социальный пожар пытаются тушить деньгами, что в конечном итоге может его лишь сильнее разжечь.
"Государство печатает денег бешеным темпом, и это порождает дикую инфляцию, которая уже начинается. Дальше будет хуже и хуже. И простые американцы не понимают, что это бесплатные деньги от государства на самом деле не бесплатные, они будут платить очень высокие цены за товары, за еду, за квартиру. И это в конце концов порождает социальную нестабильность и напряженность. Думаю, что мы идем к экономическому кризису", – отметил Вароли.
Общий вес постковидного стимуляционного пакета экономических мер от Байдена велик даже по меркам США – один триллион девятьсот миллиардов долларов. Но ведь и в прошлом году еще при Трампе на восстановление американской экономики истратили больше двух с половиной триллионов, но это никак не переломило ситуацию.
К тому же расходует американское государство неэффективно. И пока одни пугают бюджетным кризисом, другие говорят о том, что "вертолетные" деньги от дяди Сэма лишь подсаживают самых незащищенных на ожидание новых выплат.
"Экономика далека от наших целей в области занятости и инфляции, и, вероятно, потребуется некоторое время для достижения существенного дальнейшего прогресса", – заявил Джером Пауэлл, председатель Федеральной резервной системы.
Комфортно себя чувствуют лишь биржевые спекулянты, в чьи ряды вливается все больше мелких игроков, готовых отнести полученные от Байдена чеки в финансовое казино. Нынешнюю ситуацию аналитики все чаще сравнивают с той, что сложилась на фондовых рынках в сентябре 1929 года. В октябре 1929-го началась Великая депрессия, которая растянулась на 10 лет и закончилась мировой войной.