Судно Ever Given, которое село на мель в Суэцком канале, везет 20 тысяч контейнеров. Примерно столько же выпекают в Подмосковье хлеба за полгода! Впрочем, есть у этой ситуации и свои плюсы.
Чистым совпадением назвала фирма-оператор судна Ever Given, которое заблокировало Суэцкий канал, подозрительные маневры корабля до захода в важнейшую артерию мирового судоходства. С другой стороны как это еще объяснить? Не намерено же.
В общем, пока одни оправдываются за действия до, другие пытаются справиться с тем, что случилось после. Власти Египта углубляют дно по периметру застрявшего контейнеровоза. Об этом сообщил официальный представитель управления этой водной артерии Джордж Сафуат.
Огромное судно село на мель в южной части канала и перекрыло движение по нему в обе стороны. Согласно данным Marine Traffic, 400-метровый корабль, способный перевозить 20 тысяч морских контейнеров, шел под панамским флагом из Китая в нидерландский порт Роттердам. Из-за песчаной бури и ураганного ветра на судне пропало электричество. Контроль над управлением был потерян.
В итоге образовалась гигантская пробка. Сейчас там скопилось уже около 200 судов, среди них более 60 танкеров. Менее половины из них перевозит сырую нефть. Ее объем, по оценке аналитической компании Vortexa, составляет 13 миллионов баррелей. Это примерно 800 миллионов долларов. Среди танкеров, которые ожидают своей очереди есть и российские. По данным "Аргус", они перевозят смесь Каспийского трубопроводного консорциума, которая отгружается из Новороссийска.
По мнению аналитиков агентства, на экспорт российского сорта Urals перекрытие Суэцкого канала никак не повлияет, поскольку его поставки в Азию по этому маршруту идут редко. В основном трейдеры предпочитают формировать крупные партии для отгрузки на танкерах вокруг мыса Доброй Надежды. Вместе с тем участники рынка допускают, что остановка движения по каналу может привести к удорожанию Urals на рынке Европы, поскольку прерваны поставки среднетяжелой нефти с Ближнего Востока.
"Для России эту ситуацию можно рассматривать с разных сторон. Есть нефть, которая грузится в порту Новороссийска и некоторых терминалах балтийских государств и идет в Азию и проходит через Суэцкий канал. Но основная масса все-таки идет в Европу. Для России это скорее хорошая новость, так как европейские нефтеперерабатывающие заводы будут вынуждены срочно покупать российскую нефть, так как объемы, которые они закупают из Ирака и Саудовской Аравии, застряли в Суэцком канале", – говорит старший редактор S&P Global Platts Эклава Гупте.
Да и в глобальном смысле критического влияния на рынок нефти ситуация не окажет, считают аналитики. Чего не скажешь о рынке СПГ. Он менее гибкий, и транспортировка стоит дороже, поэтому цены на него могут временно вырасти, особенно на спотовые контракты. Хотя до сих пор они дешевели на фоне потепления и окончания отопительного сезона.
"Если бы не эта ситуация в Суэцком канале, цены были бы намного ниже и скорее всего снизились бы ниже 200 долларов за тысячу кубов, потому что на европейские рынки не могут пройти газовозы из Катара. Поэтому потребитель все больше обращается к российским трубопроводным поставкам, и я думаю, что в ближайшие дни мы сможем зафиксировать увеличение поставок именно трубопроводного газа", – говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Какую еще выгоду может получить Россия от этой ситуации? Дело в том, что суда садятся на мель в Суэцком канале не первый раз. И это вновь поднимает вопрос о необходимости альтернативных маршрутов. Одним из них может стать Северный морской путь, доставка по которому почти на треть быстрее, расходы топлива намного ниже, скорость прохождения намного выше, чем у южного маршрута. Но все эти преимущества тускнеют на фоне очень высоких страховых платежей. Правда, теперь ситуация может кардинально измениться, считают эксперты.
"Та история, которая сейчас происходит, показывает, что на самом деле страховые случаи по южному маршруту могут быть очень серьезные. Страховые платежи по СМП и по южному пути будут если не выравниваться, то по крайней мере приближаться друг к другу. Это резко повысит перспективы загрузки СМП" , – считает Рустам Танкаев, генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал".
Суэцкий канал остается перекрытым. Рабочим удалось лишь частично сдвинуть застрявшее судно. В лучшем случае контейнеровоз смогут отбуксировать в воскресенье или понедельник, полагают участники рынка. А вот издание Financial Times считает, что операция по спасению судна и вовсе займет несколько недель. Отголоски же будут давать о себе знать еще дольше.
"Основное здесь даже не в самом факте перекрытия Суэцкого канала, а в том что идет нарушение цепочек поставок, – поясняет вице-президент по линейно-логистическому дивизиону Транспортной группы FESCO Герман Маслов. – Даже если завтра утром это судно снимут с мели, мы получим ситуацию, когда суда приходят на терминал и ожидают свою очередь постановки к причалу, далее к выгрузке, то же самое будет с дальнейшей доставкой грузов клиентам. Вот эти именно сбои в цепях поставок продлятся как минимум месяц".
Ну и как известно время – деньги. Кстати о них, стоимость грузов, которые перевозят корабли, застрявшие в Суэцком канале, в целом оцениваются в 10 миллиардов долларов. Одно только судно Ever Given, по данным его японского собственника, загружено товарами общей стоимостью около миллиарда долларов.