С понедельника, 29 марта, в России начнут применять "КовиВак" — вакцину от коронавируса центра имени Чумакова. В ее основе цельный убитый вирус. Насколько это безопасно и эффективно и всегда ли спасают антитела, в эфире телеканала "Россия 1" рассказал директора центра Айдар Ишмухаметов.
— Айдар Айратович, поздравляем вас с выходом вакцины. Какие дальнейшие планы?
— К концу марта мы планируем, что у нас будет на складе 100 тысяч доз, уже разрешенных к гражданскому применению.
— "КовиВак" — это два укола с разницей в 14 дней. Они одинаковые по составу?
— Совершенно верно — одинаковые. Определяется это не особенностями вакцины, а особенностями иммунитета человека. Он так устроен, что в первый раз ему надо предъявить антиген какой-то. Во второй раз его реакция должна укрепиться и стать более готовой для последующей интервенции.
— У 15 процентов добровольцев не образовались антитела спустя две недели. Значит ли это, что защиты у них нет?
— Мы антитела можем не видеть в каком-то периоде, а вот клеточный иммунитет уже сформировался. Уровень антител не всегда показывает выраженность иммунитета. Люди разные, и заболевания сопутствующие бывают разные. Например, они пьют какие-то лекарства — все это влияет на возможности ответа. У кого-то преобладает один фактор иммунитета, у кого-то другой фактор.
— То есть после "КовиВак" и на Т-клеточный иммунитет тоже можно надеяться?
— Безусловно.
— Каким образом происходит инактивация вируса в процессе производства вакцины?
— Его надо, так сказать, превратить в нерабочее состояние, но в то же время сохранить его антигенные свойства, потому что, в противном случае, он просто не будет вырабатывать иммунитет. Были найдены подобные химические агенты, которые позволили решить эту задачу.
— Проводил ли центр эксперимент по нейтрализации вируса плазмой вакцинированных "КовиВаком"?
— Это наш основной метод. В 85 процентах случаев, из предварительных данных, у нас происходит нейтрализация сывороткой вируса.
— Можно будет "КовиВаком" прививать детей и пожилых?
- Безусловно. Мы вообще считаем ее очень такой нежной, как я считаю, вакциной, поскольку на подобной платформе созданы лекарства от того же полиомиелита. Это дети очень раннего возраста. Естественно, все надо доказывать, что является предметом третьей фазы. То же самое касается граждан старше 60 лет.
— А если говорить о детях, должна быть какая-то уменьшенная дозировка для них?
— Мы предполагаем, что все будем делать по той же самой дозировке.
— Спасибо за интервью!