В Китае расширяется кампания против популярных западных брендов одежды, который отказались закупать хлопок в одном из автономных районов. Власти США и других стран обвиняют Пекин в нарушении прав уйгуров – древнего народа, компактно проживающего на западе Китая. Как разгорелась хлопковая война, и кто может выйти из нее победителем?
Облить бензином и поджечь. В языках алого пламени хорошо различим узнаваемый логотип американского спортивного бренда. Пример этот хоть и радикален, но хорошо отражает настроение китайского потребителя – "вы отказываетесь закупать наш хлопок, мы отказываемся покупать и носить вашу одежду".
"Распространяют слухи, чтобы бойкотировать синьцзянский хлопок, но при этом хотят делать деньги в Китае? Размечтались!", – гласит твит Коммунистического союз молодежи Китая.
Заявления американского Nike и шведского H&M об отказе закупать синьцзянский хлопок Китаем были восприняты в штыки. Крупнейшие интернет-магазины и онлайн-платформы подчистую удаляют их продукцию со своих сайтов, общественность массово избавляется от ранее купленных товаров, амбассадоры брендов публично разрывают с ними контракты, местное телевидение дает свою трактовку перевода шведской марки – H – это ложь, М – фальсификация.
"На мой взгляд, H&M, как известное предприятие, которое за столько лет успело солидно укрепить позиции на китайском рынке, имеет большое количество деловых партнеров как в Синьцзяне, так и в других регионах Китая. И поэтому они легко могли бы проявить заслуживающую доверия осмотрительность и проверить информацию. Но у них есть скрытый мотив – очернить Китай на основе этих недостоверных и так называемых доказательств", – говорит директор Института международной экономики Университета международного бизнеса и экономики Сан Байчуань.
Хлопковый вопрос встал особо остро после очередного пакета санкций принятых Евросоюзом, Великобританией и США в отношении Китая. Коллективный запад обвинил КНР в репрессивной политике, нарушении прав человека и принуждении к рабскому труду мусульман и уйгуров Синьцзян-Уйгурского автономного района.
"Это изображение рабов, вынужденных трудиться на хлопковых полях в Соединенных Штатах в былые времена. А вот эту фотографию я нашла в Интернете и попросила своего коллегу ее распечатать. Механизированная уборка урожая охватила более 40 процентов хлопковых полей в Синьцзяне. Так называемого "принудительного труда" в этом регионе вообще не существует, а значит эти обвинения беспочвенны", – говорит пресс-секретарь Министерства иностранных дел Хуа Чуньин.
Местный хлопок считается одним из лучших на рынке, но для брендов потерять в качестве не так страшно, как лишиться репутации. Те крупные марки, что продолжают закупать Синьцзянское сырье на Западе подвергаются остракизму, становясь объектом публичной травли со стороны общественных организаций, требующих уже от местного потребителя бойкотировать их продукцию.
"Так называемый "принудительный труд" в китайском Синьцзянском регионе – полная фикция! Никаким силам не удастся запятнать и очернить безупречный синьцзянский хлопок. Мы выступаем против любого вмешательства в дела Синьцзяна и другие внутренние дела Китая со стороны любых внешних сил", – заявил пресс-секретарь Министерства торговли Гао Фэн.
Фронт торговой войны с рынка электроники плавно переместился на рынок одежды и обуви. Страна возглавляет список стран производителей хлопка – на его долю приходятся 23 процента от всего мирового объема. На Синьцзяно-Уйгурский автономный район приходится около 15 процентов от этого числа, делая его крупнейшей сырьевой базой Китая.
"Эта конфронтация бьет и по китайским производителям хлопка, и оказывает очень мощное давление на Синьцзяна-Уйгурский автономный регион. Действительно для Синьцзяна после производства нефти – это второй важнейший источник дохода. Запад практически объявляет войну Китаю вот такими санкциями отказа от хлопка. И конечно это будет очень болезненно для Китая", – комментирует ситуацию востоковед-китаист, эксперт Российского экспортного центра Николай Вавилов.
Но не менее болезненно и для самих брендов. Для Nike и H&M китайский рынок третий по величине, более 7 тысяч магазинов и объем продаж исчисляемый миллиардами долларов. В свое время неудачная реклама Dolce&Gabbana и некорректная надпись на футболках Versace вызвали гнев китайских потребителей. В результате массового бойкота со стороны селебрити и общества убытки модных домов составили миллионы. Маркам пришлось долго и публично извиниться, чтобы вернуть "золотых" покупателей.
"Китайский рынок самый емкий, в том числе по люксовым товарам, ни один другой рынок не компенсирует уход с китайского рынка, потому, на мой взгляд, эти компании может прекрасно отшивают изделия, но не понимают, что Китай действует жестко" , – говорит востоковед, исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.
Терять этот колоссальный рынок в планы брендов пока не входит, китайский офис шведской марки уже выпустил заявление, что к китайским потребителю, как и всегда, относится с невероятным уважением, однако помочь усидеть на двух стульях пресс-релиз поможет едва ли.