Прививочная кампания стала темой совещания президента с производителями и разработчиками российских вакцин против COVID-19.
"Сейчас нам крайне важно продолжить наращивать темпы вакцинации в стране. Для этого нужно направить достаточные объемы вакцины в регионы, обеспечить работу широкой сети прививочных пунктов и конечно, продолжить информировать людей о том, где, как, в какое время они смогут получить прививку.
Насколько быстро мы выработаем так называем коллективный иммунитет, это напрямую зависит от того, как скоро мы преодолеем эпидемию и окончательно выйдем из режима ограничений. По оценкам, для полной стабилизации должны быть вакцинированы не менее 60% взрослого населения страны. Для этого потребуется 69,8 миллиона комплектов доз вакцины. Все возможности, ресурсы для изготовления таких объемов у нас есть", – заявил президент.
Государство наращивает производство вакцин, но и россияне должны понимать: когда мы окончательно победим заразу, зависит от каждого из нас. Пора привиться!
В марте прошлого года эта фабрика останавливалась на неделю. В цехах, где всегда оживленно и шумно, вдруг воцарилась пугающая тишина: вязальные станки молчали о будущем. Производство через 7 дней запустили, но километры сотканного трикотажа еще долго лежали на складе. Весной 2020-го не футболки – стране нужны были обычные медицинские маски. Летом заказов стало больше – фабрика оживала. Но по вязальному цеху уже блуждал коронавирус.
"Нам приходилось иногда перестраивать рабочие смены, потому что многие люди были на больничном. На сегодняшний день этот процесс немного стабилизировался, в том числе за счет того, что проходит вакцинация", – сказала Ольга Шереметьева, директор по развитию ООО "МИРтекс".
В совещательной пахнет медицинским спиртом – здесь делают прививки от коронавируса. Выездная бригада фельдшеров любой кабинет превращает в процедурный. Подписав добровольное согласие, рабочие закатывают рукава.
Он подошел по-деловому. И в день прививки надел выходной костюм – не для рабочего цеха. Но в цех Александр Демянов, начальник вязального участка, все равно забежит – он здесь начальник. С каждой вязальщицей перекинется словом: просит подумать о здоровье и о фабрике, которую прошлой весной спасали от закрытия.
"Дочка у меня в Австрии живет. Они просят привить, а у них такой возможности нет. А у нас парадокс, пожалуйста, а люди боятся. Люди из-за заграницы прилетают, чтобы сделать здесь прививку. А наши в это время: "Я погляжу, что там вообще будет", – говорит Демянов.
В двух километрах – село Иванково. Когда вакцинация еще не была выездной, люди сами ездили в город на прививку. О страшной болезни и здесь наслышаны.
"Прививка обязательна, без нее нельзя, иначе в ящик сыграешь. А жить-то всем хочется", – считают местные жители.
В этом селе охватывает странное чувство пустоты, вызываемое всяким "после". На каждой улице после коронавируса остался опустевший дом, что проводил своего хозяина в последний путь.
Галина Седышева, жительница села Иванково, пытается сдержать слезы. Эмоции отпустят, когда фельдшер вызовет на прививку: теперь и в Иванково бригада медиков приезжает с вакциной. Уколят всех желающих. Больше других желают те, кому за 60, группа риска.
- Приходят к вам с какими-то сомнениями, например?
- Нет, особенно после того, как привился у нас президент. Это ключевой момент оказался. Президенту у нас очень доверяют, – отметила Татьяна Пенюгалова, фельдшер.
Президент доверяет разработчикам. На совещании спрашивает не столько о цифрах – он и так их знает – сколько о людях, что год провели в научных лабораториях. Знакомство начинается с центра Гамалеи, где разработали первую в мире вакцину "Спутник V".
"Над вакциной против коронавируса работал весь коллектив, но есть какой-то конкретный разработчик. Кто этот человек?" – спрашивает глава государства у директора Центра Гамалеи Александра Гинцбурга.
"В первую очередь мой сосед Логунов Денис Юрьевич", – ответил ученый.
"Я хочу на него посмотреть и хочу, чтобы вся страна на него посмотрела", – сказал президент.
В 43 года Денис Логунов – член-корреспондент Российской академии наук. Теперь его имя вписано в историю мировой вирусологии.
"Сейчас некогда обернуться назад, сесть, выпить чаю и подумать, какой ты молодец. Мне кажется, что рано подводить итоги. Действительно, сделано очень хорошее и важное дело. Но я не смотрю на это так, что выиграна вся война с коронавирусом. Выиграно важное сражение. Но война еще идет", – считает Денис Логунов, заместитель директора Научного центра эпидемиологии им. Гамалеи.
Вакцину "ЭпиВакКорона", разработанную в научном центре "Вектор", представляет семейный подряд. Путин обратил внимание, когда на экране появились двое ученых с одной фамилией – Рыжиковы.
Разработкой пептидных вакцин Рыжиков-старший занимается два десятилетия. искусственно синтезированные белки шипа короны – пептиды – связывают белком-носителем и запускают в организм человека как приманку для дикого вируса. Из 6 кандидатных платформ "Вектор" останавливается именно на этой.
"При конструировании пептидной вакцины мы заведомо берем безопасные участки, которые могут, с одной стороны, регулировать жизненный цикл вируса, подавлять его, с другой, – они не опасны для иммунитета человека", – пояснил Александр Рыжиков, заведующий отделом зоонозных инфекций и гриппа ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор".
Центр Чумакова, где разработали третью российскую вакцину – "КовиВак", удивит даже не научным подходом – он классический – скорее, авторским составом. Средний сотрудников, которые работали над этой вакциной, – от 25 до 35 лет.
В Центр Чумакова они пришли из московских университетов. И вдохнули в эти полувековые стены молодость. И электрофорезная превратилась в форельную, а белочная в белочную – у них юмор такой.
Но работа в лаборатории – дело серьезное: с вирусами нельзя шутить. Пандемия изменила их планы, и вместо новой инактивированной вакцины от полиомиелита им пришлось создавать препарат от коронавируса.
"Сначала шло гладко, потом был момент, что получалось у нас низкая иммуногенность. И мы очень долго искали, а почему так получается", – рассказала Лилия Антонова, руководитель группы доклинические испытаний и трансфера технологий ФГБНУ ФНЦИРИП им. М. П. Чумакова РАН.
В ковидном госпитале отбирали образцы вируса у заболевших пациентов. В лаборатории обезвреживали. Размножали в клетках. Убитый вирус пытались заставить работать против живого – штурмом брали.
"Я – человек, который ломал ему хребет. Я видела его глазами и знаю, что он делает с клетками. Я могу представить, что он делает внутри человека. В этот момент ты понимаешь: он есть. Это не обман", – отметила Анастасия Ковпак, руководитель группы процессов очисток и формуляции готовых лекарственных форм ФГБНУ ФНЦИРИП им. М. П. Чумакова РАН.
Их большой победой стала готовая вакцина. Когда выбирали ей имя, тоже шутили.
"Были шуточные названия типа "Чувак" – сказал Юрий Ивин, руководитель группы ферментации и культивирования Управления разработки и внедрения инновационных и полупромышленных технологий ФГБНУ ФНЦИРИП им. М. П. Чумакова РАН.
Препарат назвали "КовиВак". Теперь начинается его масштабное производство. Вакцину мало разработать – надо запустить конвейер.
"Спутник V" сегодня выходит с российских заводов миллионными партиями. На ярославском заводе "Р-Фарм" за полгода построили новый цех.
"В три смены будем работать и точно без выходных. У нас просто прекрасный персонал, все понимают, что это необходимо. К сожалению, люди болели, болеют, умирают, поэтому все, что от нас зависит, мы должны сделать", – уверена Татьяна Навойчик, начальник стерильного цеха Департамента по производству ярославского завода готовых лекарственных форм "Р-Фарм" .
"Больше ста лет человечество не сталкивалось с пандемией, и люди стали забывать, начали капризничать, что вакцинироваться не надо. Я считаю, тех людей, которые призывают явным или неявным образом отказываться от вакцинации, я считаю, можно назвать преступниками", – подчеркнул директор завода Владимир Колышкин.
Производители вакцины бьются над тем, чтобы упростить условия хранения и доставки и отгружать препарат не при низких температурах – минус 20, а при более комфортных – плюс 2-8.
Новая форма выпуска вакцины "Спутник V" – порошковая. Обычная – жидкая – фракция проходит через лиофильную установку, где препарат высушивается. И уже в виде порошка расфасовывается во флаконы.
С ярославского завода "Спутник V" разлетается по всей России и приземляется на побережье Японского моря. Экипаж плавзавода "Капитан Ефремов" прививают от короны. Они готовятся к отходу в рейс. Море зовет. Почти 250 дней они будут в море ловить и перерабатывать рыбу. На борту – 90 человек. Им нужна защита от ковида. Прошлый сезон пережили без потерь.
Здесь свой метод тестирования: у каждого работника на входе проверяют обоняние. Апельсин, елка, пихта – если человек не чувствует запах, его не допускают до работы. Но это, скорее, народный метод. Между заводами курсирует мобильная лаборатория, где берут тесты на ковид и антитела. Так выявляют бессимптомно заболевших.
Этот вирус опасен своей непредсказуемостью: особенно тяжело ковид переносят пожилые. Они в первую очередь должны сделать укол. Уровень антител после прививки может быть даже выше, чем после тяжелой болезни. А значит, защита будет крепче.