Ветер и сильное течение в понедельник, 29 марта, едва не свели на нет все усилия египетских специалистов. Снятый с мели во время ночного прилива контейнеровоз сначала вернулся в фарватер, но затем снова стал перекрывать уже неделю заблокированный Суэцкий канал. В итоге судно размером в несколько футбольных полей все-таки удалось вывести на нужную траекторию и восстановить навигацию по важнейшей для мировой экономики водной артерии.
Это теперь, пожалуй, самый знаменитый контейнеровоз в мире. Ever Given ведут египетские буксиры со скоростью около пяти морских узлов. Гигантское судно размером с многоэтажный дом убрали из южной части Суэцкого канала и доставили в Малое Горькое озеро. Важнейшая мировая водная артерия вновь свободна. После остановки длиной в одну неделю первые суда начали движение по каналу. В пробке сейчас более 450 танкеров и контейнеровозов. Ждут своей очереди также в Красном и Средиземном морях.
Ever Given специалистам удалось снять с мели в ночь с воскресенья на понедельник. Сотрудники администрации Суэцкого канала провели тяжелую подготовительную работу. Дно канала было углублено судами-земснарядами и тяжелой техникой. Всего более 27 тысяч кубических метров песка было выбрано из-под и вокруг контейнеровоза. Специалисты воспользовались королевским приливом в полнолуние — уровень воды в канале вырос и десять буксиров сняли с мели нос Ever Given.
Ночью судно развернули параллельно фарватеру канала. В понедельник, после того, как стало понятно, что операция будет завершена успешно, президент Египта сделал заявление:
"Это действительно большой успех египетских инженеров. Иностранные эксперты уверяли, что администрации канала потребуется несколько недель для того, чтобы разблокировать водную артерию. Более того, многие специалисты утверждали, что контейнеровоз придется разгрузить, иначе снять его с мели не получится. Теперь судно, на борту которого более двадцати тысяч стандартных морских контейнеров, находится в районе Горьких озер, где канал сильно расширяется. Здесь Ever Given будет осмотрен, инженеры и команда контейнеровоза оценят состояние агрегатов и корпуса, но теперь уж это мало кого интересует".
В пробке от Азии и до Европы до сих пор сотни торговых судов и нефтяных контейнеров. Чтобы восстановить нормальное движение через канал, потребуется так же много времени и сил. Пропускная способность Суэцкого канала — 100 судов в сутки. То есть только на то, чтобы провести все контейнеровозы и танкеры, что ожидают в пробке, потребуется дней пять, хотя в администрации канала заявили, что процесс попробуют ускорить. Советник президента Египта заявил, что ответственность за ЧП лежит на капитане Ever Given и арабская республика будет требовать компенсацию от владельца контейнеровоза.
Это был самый длительный простой Суэцкого канала с момента завершения войны Судного дня, но тогда водная артерия являлась, по сути, линией фронта. Теперь же пробка возникла из-за размеров судна и погодных условий. Ever Given бросил на мель сильный порыв ветра. Контейнеры на палубе стали своеобразными парусами. Наверняка теперь лоцманская служба канала будет учитывать такую вероятность при движении контейнеровозов золотого класса.