Когда на верхнем этаже охваченного огнем кардиологического центра Благовещенска началась спасательная операция, на нижнем шла хирургическая. И любой сбой в работе врачей или аппаратуры мог обернуться непредсказуемыми последствиями. Хладнокровие – то, что всегда требуется и сотрудникам МЧС, и врачам. Но в этот раз нужны были стальные нервы. В итоге ни дым, ни льющаяся с потолка вода не помешали спасти человека.
Когда в середине дня кровлю здания дореволюционной постройки охватили языки пламени, на место срочно прибыли около 60 спасателей и 30 спецмашин. Огонь распространился на полторы тысячи квадратных метров.
Одни пожарные боролись с пламенем, другие эвакуировали пациентов и персонал.
"С крыши дым шел, я думала, может, кто-то убирается во дворе. Перепугались, у нас больные же были в палате и все, пошли все вместе работать", – вспоминает санитарка Дарья Сидякина.
Некоторых пациентов, всего в кардиоцентре их было около 70, нельзя было отключать от специальной аппаратуры. При эвакуации это тоже учитывалось. Тушение осложняло не только то, что здание старой постройки с деревянными перекрытиями. Когда начался пожар, в центре проводили три операции: две из них смогли быстро закончить, а вот одну остановить было уже нельзя.
В эти минуты проходит операция на открытом сердце у пациента. Медики не смогли прервать этот процесс и приняли такое смелое решение продолжать. Несмотря на то, что здание было полностью обесточено, к окну операционной специально проложили линии и электрический кабель. Делали все для того, чтобы приборы жизнеобеспечения, которые перешли на аварийное энергоснабжение, не отключились ни на секунду.
"Далее, при поступлении дыма, установили дополнительные электровентиляторы специализированной пожарной части для проведения вентиляции второго этажа и помещений операционных", – поясняет заместитель начальника ГУ МЧС России по Амурской области Константин Рыбалко.
В течение двух часов пожарные следили за тем, чтобы огонь и дым не проникли в операционный блок, а бригада из восьми медиков все это время оперировали пациента. Вот это непосредственно два окна: это операционная номер один, где проходила сегодня сложнейшая хирургическая операция во время возгорания корпуса. Чтобы лишний раз не волновать бригаду, пожарные старались не заливать эту часть здания водой. Не создавать сложностей хирургам. Здание обесточили, работали резервные мощности.
Только спустя несколько часов, когда врачи пришли в себя, они рассказали, в каких условиях работали.
"Сердце пациента медикаментозно остановлено. И это время ограничено. Мы не можем ни минуты раздумывать, что-то обсуждать. Электричество отключилось как раз, когда был основной этап операции. Мы работали по сути, конечно, без освещения центрального. Но у нас, у хирургов, имеются налобные лампы. Аппарат искусственного кровообращения также оснащен батареей. Выполняли операцию также, только зная, что у нас есть ограниченное время", – вспоминает сердечно-сосудистый хирург Валентин Филатов.
"Критический момент, когда начала течь воды в соседних. У нас был один такой сухой островок. Мы там простыни под двери подставили, и в принципе у нас еще сохранялся такой сухой, электрифицированный и с относительно чистым воздухом островок", – добавляет анестезиолог-реаниматолог Виктор Никитин.
Операция прошла успешно. И пациента сразу перевезли в Амурскую областную клиническую больницу.
"Важно было эвакуировать не только пациентов, но и медоборудование. Как позже рассказал один из врачей, все это происходило в экстремальных условиях – в кромешной тьме", – рассказал родственник пациента Александр Сафронов.
"Наверное, боялся только, может, какого-то обрушения здания, потолка и так далее. Потому, что лились очень сильные потоки воды сверху на нас. Мы были все полностью мокрые. Над нами пожарные держали что-то вроде щита, когда мы ехали. Был темный коридор, сверху лилась вода. Никакого света! Шли практически по колено в воде", – вспоминает реаниматолог Никитин.
Героизм врачей и пожарных сегодня отметили не только местные власти, но и медицинское сообщество. Благодарность выразил глава Минздрава Михаил Мурашко. А известный хирург Леонид Рошаль предложил представить амурских медиков к госнаградам.
"Медицинские работники и те, кто остались на своем боевом посту и продолжали операцию, а также пожарные, которые проводили операцию по ликвидации этого пожара, должны быть представлены к соответствующим наградам. Такое поручение аппарату я тоже дал", – заявил губернатор Амурской области Василий Орлов.
Что же касается старинного здания кардиоцентра, то его законсервируют от дождей. На восстановление уйдет больше года. Персоналу на это время предоставят рабочие места в других больницах.