В Нижегородской области сотрудникам управления собственной безопасности МВД попался комбат-откат. Руководитель линейного управления региональной транспортной полиции был щедрым начальником и баловал своих подчиненных премиями. А все потому, что, как считают следователи, с каждой надбавки ему доставался солидный кешбек. Что за тайник нашли в доме задержанного полковника? И как он сам объяснил свое богатство?
Линейное управление нижегородской транспортной полиции обезглавлено. Сотрудники в недоумении, общественность в шоке. Без командира остался батальон ППС, некому руководить отделом кадров, да что там – пустует даже кресло самого начальника управления. Исчезновение руководящего состава – не провокация преступного мира. В преступлениях подозревают самих высокопоставленных офицеров.
Утро вторника для начальника нижегородской транспортной полиции Алексея Епишина не задалось, едва он вышел из своего коттеджа. Полковник как обычно собирался ехать на службу, уже сел в любимый японский внедорожник, стоимостью больше 4 миллионов рублей, как планы прервали сотрудники ФСБ и регионального управления Следственного комитета.
Общение продолжилось уже на улице. Высокопоставленный полицейский вел себя как начальник. Положил руки в карманы, расстегнул куртку и проводил силовиков в собственный коттедж. Двухэтажный дом Епишина площадью порядка 250 квадратных метров построен из бруса. На первом этаже – гараж, на втором – большая мансарда. Над калиткой возвышаются бюсты знаменитых личностей: Валерия Чкалова и Владимира Ленина. Внутри – не менее любопытные находки. Во время обыска оперативники обнаружили у полковника тайник. 64 пятитысячные купюры, 9 купюр по 2 тысячи рублей и иностранная валюта. А эти оперативные снимки – из кабинета заместителя Епишина – Антона Емелина. С явной грустью он смотрит на стол с деньгами. Общая сумма изъятого – около 600 тысяч рублей. По версии следствия, это часть крупной взятки.
Старший помощник руководителя Приволжского СУ на транспорте СК России Дмитрий Захаров сообщил, что подозреваемыми по уголовному делу являются ряд руководителей нижегородского ЛУ МВД России на транспорте, которые, по материалам уголовного дела, получили от подчиненных более одного миллиона рублей.
"Отделом собственной безопасности МВД выявлены факты совершения противоправных деяний сотрудниками Нижегородского управления МВД России на транспорте. В случае подтверждения их вины они будут уволены из органов внутренних дел и понесут наказание в соответствии с действующим законодательством", — поясняет референт отделения информации и общественных связей УТ МВД России по Приволжского ФО Виктория Соломенникова.
Следователи считают, что найденные деньги – так называемый кешбек для руководства. Оно выдавало подчиненным премии, а подчиненные выдавали процент начальству. Причем, немаленький. Говорят, от кровно заработанных приходилось отрывать по 10—15 тысяч. Мутную схему круговорота наличности раскрыли сотрудники регионального ФСБ и службы собственной безопасности МВД.
Кабинет начальника Нижегородской транспортной полиции располагается на втором этаже исторического здания. Именно здесь, по версии следствия, полковник полиции Епишин вместе со своими подчиненными, разрабатывал возможную коррупционную схему поборов с личного состава. Сейчас в окнах кабинета главы линейного управления свет не горит, рабочее место пустует. Хоть Епишин пока еще не лишен должности, сюда он уже вряд ли вернется.
В один день руководство нижегородской транспортной полиции оказалось за решеткой. Но офицеры и не думали сдаваться. Во время судебного заседания, где им избирали меру пресечения, часть из них, похоже, вспомнила навыки оперативной работы. Например, начальник отдела кадров Вафа Арифуллин не говорил с судьей, а шептал. Замначальника управления Дмитрий Свистунов в ответ на вопросы судьи и вовсе только кивал головой. Странному поведению адвокат задержанного дал не менее странное объяснение: "В связи с тем, что здесь аудиопротоколирование идет, мы не хотим, чтобы это озвучивалось его голосом".
Но есть и другая версия. По нашим данным, у оперативников хранится аудиозапись, на которой зафиксирован разговор полицейских начальников о том, как они делили миллион. И теперь хитрые стражи порядка, видимо, боятся, что их голоса узнают на пленке.
О том, что поборы могут быть лишь вершиной коррупционного айсберга нам рассказал бывший сотрудник нижегородской транспортной полиции: "Подавление воли личного состава по каждому поводу. Выговоры, человек не получает несколько тысяч рублей к своему окладу и к своей зарплате. Получить должность тоже было можно. Я слышал, что за офицерское звание одна девушка передала автомобиль стоимостью порядка 300 тысяч.
Ветеран МВД Сергей Малинин вспоминает: поборы в структуре ведомства он помнит еще со времен СССР. Но сейчас, по его словам, изменились и нравы, и аппетиты: "Руководство управления избрало неверный путь, они решили, что они могут миловать, казнить, одних поощрять, других не поощрять, такая ситуация и раньше была. Они привыкли к этому!"
О странных привычках полицейских Нижегородской области говорит и бизнесмен из города Кулебаки Юрий Гливчук. Год назад некий доброжелатель настойчиво попросил его отказаться от выгодного аукциона, но предприниматель не согласился. Тогда, по словам бизнесмена, начались угрозы и давление со стороны местных полицейских. Меньше, чем за год, коммерсант стал фигурантом сразу трех уголовных дел. А на этой неделе неизвестные сожгли у него практически всю технику.
"Как мне обещали в 2020 году, что я сильно пожалею, я думаю, что эти обещания воплощаются в жизнь. И я уже начинаю жалеть. Лучше бы я тогда отказался от этого аукциона. Скорее всего с этим бизнесом придется завязывать, дабы не нажить себе еще более сильных проблем", — говорит Гливчук.
По данным местных СМИ, служба собственной безопасности главного управления регионального МВД провела проверку и выяснила, что давление на бизнесмена действительно было. Но прошло уже слишком много времени, чтобы привлекать за это провинившихся сотрудников. Не стали, видимо, журить и хозяев шикарной недвижимости, что несут службу в Кулебакском управлении МВД, и по данным местных журналистов, могут оказывать покровительство владельцам алкогольного бизнеса.
Как сообщали СМИ, самым дорогим оказался особняк заместителя начальника кулебакской полиции – подполковника МВД Алексея Волкова. Риэлторы оценили его дом в 70 миллионов рублей. Неплохо для борца с коррупцией. При том, что искоренить ее в городе, по словам местных бизнесменов, стражам порядка так и не удалось.
Усадьба главы нижегородской транспортной полиции Алексея Епишина, по сравнению с кулебакскими хоромами, выглядит намного скромнее. Но и ее, как пишут журналисты, оценивают в 15 миллионов рублей. Откуда такое имение? На этот вопрос высокопоставленный полицейский ответил просто: "Для этого надо работать, и работать не только головой, но и руками. Дом я строил сам лично".
Пока имущество Епишина остается при нем. Как и должность начальника – в службе собственной безопасности регионального МВД пока проводят проверку. А вот свободы высокопоставленный офицер и его подчиненные уже лишились. На время следствия руководство нижегородской транспортной полиции отправилось в СИЗО.