На Чукотке снабжают провизией белух, которые остаются в ледовой ловушке в бухте. Десятки млекопитающих кормятся и сами, благо, начался подход рыбы наваги.
Экспедиция непростая. Нужен привал. Чтобы заночевать в этом маленьком домике посередине тундры, вход в помещение сначала приходится откапывать. После поездки на снегоходах, признаюсь, сил немного. Но уже с рассветом нужно выдвигаться дальше.
Снега в этом году, говорят местные, выпало очень много, потому по тундре к белухам добираться непросто.
Мы выехали из бухты Провидения, навстречу нам с другой стороны Чукотки движется еще одна группа.
Ко второй полынье меня ведет Алексей Тынечевын, инспектор парка, коренной житель Чукотки. Ему хорошо знакомы нравы тундры. Может определить животных по оставленным следам, до деталей знает их повадки.
Это именно Алексей вместе с другим инспектором Артуром первыми нашли попавших в ледовый плен белух и вот уже почти месяц следят за их судьбой и подкармливают.
"Ждать, когда все растает, они с одной полыньи на другую переходят и питаются там", – рассказывает он.
По словам заместителя директора национального парка по охране территории, ледокол сюда пускать нельзя ни в коем случае. Он может повлиять на всю экосистему.
"Сейчас размножается нерпа, бельки, детеныши есть, и ледокол может пагубно сказаться на их рождаемости", – поясняет Юрий Терехов.
Уже дальше вижу доказательства сказанного. Нерпы-крылатки здесь повсюду, прямо недалеко от белух. А это значит, что корма животным на этом участке точно хватает.
Главный закон здесь – закон природы. Вмешиваться во внутренние процессы человеку не стоит.
На пути встречаем еще одни следы медведя. Судя по всему, устроил себе недавно здесь обед и нашел жертву.
Анатолий Косяк – старший научный сотрудник национального парка – хорошо помнит другую операцию по спасению белух в середине 1980-х. Тогда в 1985-м сюда пригнали ледокол, но успехом операция по спасению не закончилась. Животных звуки техники напугали и за ледоколом большая часть белух не пошла.
"Они так покрутились-покрутились и не пошли", – рассказал Анатолий Косяк, старший научный сотрудник национального парка "Берингия".
Потому повторять ошибки прошлого точно не будут.
Чтобы убедиться, что белухи в нормальном состоянии, я взял с собой специальную подводную камеру. Попробуем ее погрузить.
Это уникальные кадры. Как видно, здесь белух немало. В общей сложности ученые насчитали около полусотни. Ведут себя достаточно активно, есть особи похудевшие, но большая часть в хорошем состоянии, есть надежда на спасение.
Снятые кадры теперь будут изучать ученые. Ранее подобных съемок здесь журналисты никогда не делали. Нас ждет возвращение на Большую землю. Но перед этим еще исследование этого места с воздуха.