Мероприятие проводилось на юго-западе Франции, в гроте Ломбрив на глубине 400 метров. Среди участников проекта были люди разных профессий – несколько биологов, медсестры, школьный учитель и даже ювелир. Все спустились в подземелье добровольно ради науки.
Место проведения эксперимента было заранее подготовлено для проекта: в пещеру доставили продовольствие, для каждого участника установили отдельную палатку для сна. Электричество вырабатывали сами с помощью двух велогенераторов. Его хватало, чтобы на несколько часов осветить зону для приема пищи. В остальное время пользовались налобными фонариками.
Придумал и организовал эксперимент глава научно-исследовательского Института адаптации человека Кристиан Кло. Он хотел понять, как когнитивные и физиологические механизмы реагируют на радикальные и длительные изменения среды обитания. Коллективных исследований такого рода до этого момента не было. Ученые считают, что полученные результаты пригодятся, в том числе, и во время освоения космоса.
"Мы сейчас планируем полеты на Луну и Марс. В условиях радиации на Луне все планы проживания там связаны с тем, что мы закопаемся глубоко под землю. То есть мы будем в некой пещере – давайте так это назовем, но, конечно, более комфортабельной. И опять-таки не будет естественных задатчиков времени. Соответственно, как выстроить суточный ритм, исходя из этого? Вот на этот вопрос отвечают эти эксперименты. И насколько десинхроноз влияет на когнитивные, то есть познавательные функции", – рассказал Вадим Гущин, заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН, доктор медицинских наук.
Главным потрясением для участников проекта стал тот факт, что они полностью потеряли счет времени. Почти все добровольцы думали, что провели под землей 31 день вместо 40. Оказалось, что время в пещере для них замедлилось – сутки длились не положенные 24 часа, а больше 30 часов. Специалисты полагают, что такое же замедление времени произойдет и на Луне, и на Марсе, если там когда-нибудь построят обитаемые базы.
Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, займет не менее года. Особый акцент ученые собираются уделить влиянию тотальной изоляции человека на активность генов, не приводящей при этом к изменениям в ДНК.