Не то встреча, не то исповедь с Путиным в Ватикане, о которой мечтает Зеленский, чем-то роднит его с американским коллегой – Байденом, который сначала попытался говорить с Путиным по-хамски, потом, получив пожелание здоровья, пригласил поговорить. Голос Байдена, когда он говорит о России, в последнее время подводит: американский президент то ошибается в фамилии российского, то не может выговорить "эскалация".
Внятен пока разве что помощник Байдена Салливан, на этой неделе подтвердивший, что Штаты хотят саммит лидеров России и США этим летом в третьей стране в Европе. А это значит, что в первые сто дней своего, по словам американских политологов, "самого скучного в истории США" президентства Байден уже многое не успел.
Сто дней президентства Джо Байден встретил на вокзале в Филадельфии, где собрались по случаю другой круглой даты. У железнодорожной компании Amtrak – ее услугами сенатор Байден когда-то пользовался ежедневно – тоже юбилей: полвека в пути.
Убегая от внучек в сторону телекамер, президент США напоминал пожилого человека, опаздывающего на поезд. Но поезд, на котором Байден, вспоминая свои ежедневные путешествия в Делавэр, хотел проехаться еще в день инаугурации, то ли уже ушел, то ли встал в тупик. Главу Белого дома доставили на праздник самолетом и машиной. Осталось предаваться дорожным воспоминаниям.
"В прошлом, вероятно из-за того, что я садился на поздний поезд из Вашингтона, я буквально, а не в переносном смысле, просыпал свою станцию в Делавэре и сходил на остановке 30-й улицы железнодорожной компании Amtrak. Такое случалось со мной четыре раза, но в этот раз я бы не пропустил свою станцию ради всего человечества", – говорит президент США.
Семь тысяч таких поездок совершил Байден за те 36 лет, что проработал в Конгрессе. Сколько раз он за это же время засыпал во время скучных заседаний, история умалчивает, но вот по ходу его собственного выступления в Конгрессе в качестве президента клевавшие носом были. Нет, это не историческим образом впервые оказавшиеся в президиуме сразу две женщины – вице- президент Камала Харрис и Нэнси Пелоси. Их просто подловил фотограф, когда обе неудачно закрыли глаза. По-настоящему дремал сенатор Тед Круз.
"Скучная, но радикальная. Абсолютно монотонная речь. Я прошу вас – вспомните хоть одну фразу. Все было однообразно, зал был почти пустой, и это действительно характеризует первые 100 дней Джо Байдена", – объяснял потом он.
Америка, привыкшая к эксцентричному Трампу, за эти три месяца может и скучала, но остальной мир еще как трясло. И после хамского демарша американских дипломатов во время встречи на Аляске, и когда сам Байден подставил себе подножку в отношениях с Россией. Вот и выступая в Конгрессе – как-то даже символично – в который раз споткнулся на слове "эскалация".
- Я ясно дал понять президенту Путину, что мы не стремимся к... извините, к эскалации. Тем не менее действия Москвы будут иметь последствия, если окажется, что они действительно предпринимались. А они предпринимались. Поэтому я отреагировал прямолинейным и пропорциональным образом на вмешательство России в наши выборы и кибератаки на правительство и бизнес. Но мы также можем и сотрудничать, когда это отвечает нашим обоюдным интересам.
Если Байден не хотел второй холодной войны – а нынешний уровень отношений между Россией и США иначе не назвать, – то зачем хамским образом поддакивал в самом нашумевшем за эти сто дней интервью Джорджу Стефанопулосу? В подобные моменты как никогда ценно мнение кого-то, кого давно знаешь, кому доверяешь и к кому прислушиваешься. Президент США, срывая по пути одуванчик, с женой Джилл летят в Джорджию, где навещают чету Картеров. В 1976 году, когда Джимми Картер оказался в Белом доме, молодой Джо Байден стал его помощником.
Появившаяся перед журналистами супруга Картера Розалинн – женщина опиралась на ходунки – моложе мужа на три года. Джимми Картеру в этом году 96. Так о чем могли говорить самый пожилой из живущих президентов США с самым пожилым из президентов действующих? Наверняка не о чем-то сиюминутном.
Историческим моментом в карьере Картера, к примеру, было подписание договора ОСВ-2 в 1979 году в Вене с Леонидом Брежневым. Над этой сценой, конечно, можно иронизировать, но не стоит забывать, что именно подписанный тогда договор не только лег в основу последующих соглашений (СНВ-3, например, его прямой наследник), спас мир от гонки ядерных вооружений, а то и от войны, но и дал передышку экономике обеих стран.
В экономических вопросах Байден, кстати, прямой последователь Картера. Пепелище коронакризиса он хочет залить деньгами. Речь более чем о 6 триллионах долларов – на инфраструктуру, бесплатные детсады, пособия по безработицы. Деньги собрать с богатых или напечатать.
Для Америки при Картере все это закончилось плохо. Годовая инфляция подскочила до 13,5 процента. Безработица выросла в полтора раза. В 1980-м демократ с треском проиграл республиканцу Рейгану.
"Налоговый план Байдена в корне ошибочен. Во-первых, по его плану повышенные налоги коснутся только богатой прослойки населения. Это в конечном итоге приведет к замедлению роста экономики. В сочетании с тем, что, вероятно, Федеральный резерв ошибочно начнет печатать деньги, это все приведет к упаду экономики в следующем году. Это будет абсолютно губительно для желания нации двигаться вперед после смертельной, изнурительной пандемии. Это будет политическим ядом для демократов", – говорит главный редактор Forbes Стив Форбс.
Правда, пока американским богачам грех жаловаться. Их не раскулачивают – наоборот первые 100 дней Байдена принесли самым состоятельным в США людям 195 миллиардов долларов прибыли. В этом смысле все как при Трампе, которого за особое отношение к толстосумам Байден как раз критиковал. Критиковал и за миграционную политику. Обещал открыть границы и закрыть тюрьмы, куда попадают нелегалы. Но тюрьмы теперь битком.
- Прекратите задержания немедленно! Ликвидируйте иммиграционно-таможенную полицию!
- Я согласен с вами. Я работаю над этим. Дайте мне еще пять дней.
- Мы тоже проголосовали за вас.
Ликвидировать иммиграционную полицию, когда в месяц границу пересекает под 200 000 нелегалов – сущее безумие, но что-то делать надо. И вот Пентагон полностью отменяет все работы по строительству стены на границе с Мексикой – стены Трампа.
"Теперь все хлынут в нашу страну, ситуация вышла из-под контроля. Это уничтожит Соединенные Штаты Америки. У нас была лучшая граница в истории, и это признавали все. Все, что им нужно было сделать, это просто оставить ее в покое", – говорит Дональд Трамп.
Оставить в покое Трамп и его сторонники требуют и 2-ю поправку к Конституции. Право на оружие, на которое, как они считают, покушаются. Но и тут как посмотреть. Законы об оружии президент-демократ хотел ужесточить, а по факту только в этом году в США уже 163 случаев массовой стрельбы, 75 погибших.
Продолжают безобразничать и "блмщики" – их вылазки также пополняют криминальные сводки. Но в упор не замечая поднявший голову черный расизм, Байден объявляет главной угрозой внутренней безопасности США сторонников превосходства белой расы. А заодно дает понять, что и полиция никуда не годится.
"Давайте примем реформу полиции от имени Джорджа Флойда в следующем месяце, к первой годовщине его смерти. Вся страна поддерживает эту реформу", – говорит президент.
За 24 часа, прошедших после того, как присяжные в Миннеаполисе вынесли окончательное решение в отношение убившего Джорджа Флойда бывшего полицейского Дерека Шовина, в США от рук преступников погибли шесть полицейских. Разъединенные штаты Америки у 46-го президента США объединить обратно не получается.
"Всего несколько месяцев назад президент Байден, на тот момент только вступивший в должность президент Байден собирался сплотить страну, начать работать и сотрудничать вместе. Я до сих пор жду, господин президент. Я пока не вижу ничего из сказанного вами", – говорит сенатор Конгресса США от Республиканской партии Рэнд Пол.
В-общем, жить лучше при Байдене не стало, но, возможно, стало чуть веселей. На сотый день его президентства во Флориде вновь заработал "Диснейленд". Некоторые посетители уже без масок – привиты.
100 миллионов вакцинированных – почти треть от общего числа жителей США – это то, что нынешний глава Белого дома наверняка может записать себе в актив.
Усредненный уровень поддержки Байдена сейчас около 54 процентов – лучше, чем у Трампа. Впрочем, вряд ли может быть иначе с политиком, который, обходя углы, выступает за все хорошее против всего плохого. Критически важной для американских президентов обычно оказывается первая тысяча дней у власти. От них зависит, будет ли у этих президентов вторая тысяча дней.