Преквалификация вакцины – длительная международная процедура, но научный центр имени Чумакова уже подал документы в ВОЗ. Сколько сейчас производится "КовиВака" и сколько планируется, как он действует и чем отличается от других российских вакцин, генеральный директор ФГБНУ ФНЦИРИП имени Михаила Петровича Чумакова РАН, член-корреспондент РАН Айдар Ишмухаметов рассказал в эксклюзивном интервью Елене Ерофеевой.
В кабинете Чумакова были ментально заложены те принципы, о которых будет ниже идти речь. Директорский кабинет с большим письменным столом Чумаков не любил. В номенклатурной атрибутике он видел что-то прикладное. А главной для него была наука. Это он создал классическую вакцину от полиомиелита: убил живой вирус и обратил в пользу человека. Директорский стол со временем заменили овальным – для совещаний, только научная школа академика Чумакова осталась неизменной. Вакцину от коронавируса здесь разработали на той же классической платформе.
– Очень многие компании пошли по новомодному пути генных вакцин. А Вы остались на классической платформе. Почему все-таки классика?
– Это та платформа, которая нами неоднократно отработана. Естественно, в ситуации пандемии мы занимались тем, что умеем делать и делали наши предшественники на протяжении 60 лет. Это, собственно, вакцина по определению, основанная на использовании цельного вириона, который вводится определенным образом в состав будущей вакцины с тем, чтобы проимитировать заболевание, но лишив вакцину патогенного действия.
– Были моменты, когда, казалось бы, все правильно делаем, а не работает?
– Да, безусловно, один из критичных моментов – это каким образом инактивировать. Убить вирус принципиально просто, если он находится в пробирке, но при этом он может изменять свои свойства белка, следовательно, будет бесполезен для последующей защиты.
– Какие осложнения все-таки может вызывать вакцина? Кому она показана?
– В первый раз выпускаемый препарат всегда для людей от 18 до 60. На этой неделе мы подали документы в Минздрав с тем, чтобы расширить эти показания. И в наших планах той самой третьей фазы – это 60+ и сопутствующие заболевания (ХОБЛ, аутоиммунные заболевания, онкология). У нашей первой фазы осложнений не было. У нас даже не было температуры.:
– На подобных платформах китайцы предложили 2 вакцины. Но они показывают достаточно небольшую иммуногенность: 65%. А что с Вашей вакциной?
– Мы получили данные – это до 85% возникновения антител. Антитела вырабатываются достаточно медленно в нашей ситуации – это мягкая вакцина. К тому же существуют другие механизмы, кроме антительного. Организму свойственно с чем-то ознакомиться, запомнить это и перестать на это реагировать, пока не будет нового контакта. Наши исследования уже показывают, что и клеточный иммунитет тут задействован.
– Рано еще спрашивать, сколько будет длиться иммунитет после "КовиВака"?
– Нет, почему, вовремя. Наш опыт порядка 8 месяцев.
Непростой задачей оказалось масштабировать производство: из лабораторных биореакторов перенести технологию в промышленный цех.
– Сколько реально Вы можете дать сегодня России вакцины?
– До конца года, я полагаю, это будет порядка 7,5 минимум миллионов. Но это такой пессимистичный сценарий. Мы ждем модернизации, которую мы, собственно, уже запустили. Второй подход – это создание дополнительных производственных площадок на нашей же территории.
Центр Чумакова уже много лет сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения. Участвует в международных программах по вакцинам от желтой лихорадки и полиомиелита. Закрывая примерно пятьдесят процентов мировой потребности в этих препаратах. На этой неделе подали документы в ВОЗ на регистрацию новой вакцины от коронавируса "КовиВак".
– По поводу регистрации в ВОЗ. Почему для Вас важно зарегистрировать ее во Всемирной организации здравоохранения?
– Мы должны как ведущий вирусологический институт показать, что то, что мы сделали, абсолютно соответствует международным нормам. Это вопрос принципиальный, и он не обсуждается.
Чумаков создавал вакцину в разгар эпидемии полиомиелита. Каждый десятый заболевший погибал, каждый второй оставался инвалидом. Сегодня о вирусе полиомиелита уже редко вспоминают.
– И ведь тогда победили?
– Тогда победили, победим и сейчас.