Хотел помиловать преступника, а теперь сам может быть наказан. В Самаре начался суд над бывшим судьей. Следователи полагают, что за полмиллиона рублей он собирался помочь выйти на свободу сыну криминального авторитета, который отбывает наказание за смерть пенсионера. Теперь, бесславному продолжателю известной судейской династии самому придется уповать на благосклонность Фемиды.
В коридоре Кировского районного суда Самары на деревянной лавочке грустит бывший судья Михаил Бурцев. Еще недавно участники процесса дожидались, когда он появится в зале заседаний, теперь Бурцеву самому приходится ждать особого приглашения. От этой перемены мест ему явно не комфортно.
"Я не согласен с обвинением, поскольку я не совершал тех действий, которые мне вменяют. Все!" – заявляет Михаил Бурцев.
На скамье напротив – адвокат Бурцева. Еще до начала заседаний защищает своего клиента, запрещая журналистам его снимать.
Еще бы, процесс громкий, слава сомнительная. Бывшего судью обвиняют в получении взятки. И не от кого-то, а от семьи местного криминального авторитета. Так в городе называли ныне покойного Владимира Мукоедова, по прозвищу Мукоед, предполагаемого владельца нелегальных нефтеврезок.
В 2014 году сын Мукоедова Александр угодил в колонию строгого режима. За смертельное ранение пожилого охранника автосервиса ему дали почти десять лет. Мукоед-младший собирался выйти условно-досрочно и, как считает следствие, подкупил судью Михаила Бурцева. На судебном заседании бывший служитель Фемиды подробно расспрашивал свидетелей, как это происходило, и записывал их слова в блокнот.
– А она какую сумму собиралась мне передать? – спрашивает Бурцев.
– 250, – отвечает свидетель.
– А всего сколько у нее было при себе?
– 100.
– А про остальную часть она что-то говорила? – уточняет судья.
Она – это судебный пристав Альфия Гениятова. Давняя знакомая Бурцева уже отбывает срок за посредничество в передаче взятки. Вот видео ее задержания и розовый пакет с банкнотами. Позже, по данным следствия, она оставила эти деньги в кабинете судьи, где их изъяли сотрудники ФСБ.
"Он был задержан в кабинете в здании Волжского районного суда Самарской области при передаче незаконного денежного вознаграждения Гениятовой в размере 250 тысяч рублей. Однако это была часть взятки, так как изначально предполагалось 500", – информирует прокурор отдела государственных обвинителей Уголовно-судебного управления Самарской области Анастасия Коганова.
Судя по данным уголовного дела, деньги приставу Гениятовой передала жена Александра Мукоедова Анастасия Лебедева. Вот эта блондинка на фото беззаботно улыбается первому весеннему солнцу. А на этом снимке она уже провожает день с бокалом вина.
По делу Анастасия Лебедева проходила как свидетель. Журналисты программы "Вести. Дежурная часть" дозвонились до нее, но от интервью дама отказалась.
– Могли бы с вами записать какой-то комментарий, встретиться?
– Нет только через следственные органы все комментарии. – отвечает Анастасия Лебедва по телефону.
– А вы со СМИ не хотите, да, общаться?
– Да, СМИ без меня прекрасно справляются – там квадрокоптеры у вас есть и все прочее.
О квадрокоптерах Анастасия говорит не случайно. В распоряжении "Дежурной части" оказались кадры имения Мукоедовых, снятые с высоты птичьего полета. Семейная резиденция раскинулась в селе Белозерки недалеко от Самары. Высокий кирпичный забор скрывает от лишних глаз богатое убранство. На площади внушительных размеров расположены три дома, баня, беседка, гараж на несколько машин и будка охраны. Территория с ландшафтным дизайном, собственный пруд с фонтаном. Именно здесь два года назад оперативники обнаружили схрон с оружием: автоматы, пистолеты-пулеметы, боеприпасы и два килограмма взрывчатки.
Как сообщали местные СМИ, только осужденный Александр Мукоедов знал, где был спрятан этот тайник с оружием. А потому неизвестно, каким образом информация дошла до силовиков. Корреспонденты попытались записать его интервью в колонии, но общаться с прессой Мукоедов-младший отказался. За дачу взятки он получил еще семь с половиной лет колонии особого режима. Самарские журналисты писали, что после смерти авторитетного главы семейства его империю до сих пор делят сыновья.
"Семья у него, как сейчас модно говорить, токсичная. Вот это вот наследство, оно стало источником целого каскада каких-то криминальных поступков. В том числе стало косвенной причиной того, что Александр Мукоедов оказался в колонии, и стала развиваться история с судьей Бурцевым. В версии Гениятовой, реакция Бурцева была достаточно обыденной на это предложение. То есть он не возмущался, не сомневался, не говорил: "Да как же так, я не могу брать деньги!" Он просто сказал: "Да, 500 тысяч и положительная характеристика – вопрос решаемый". То есть был ли это первый случай, или не первый случай, это на совести самого судьи остается", – комментирует эту историю редактор отдела права газеты "Самарское обозрение" Наталия Эльдарова.
Защита бывшего судьи Михаила Бурцева настаивает на его невиновности. Мол, в деле нет ни съемок, ни доказательств. И вообще, вся эта история якобы придумана для того, чтобы Мукоедов как можно дольше оставался в колонии, а Бурцев тут ни при чем.
До возбуждения громкого уголовного дела бывший служитель Фемиды трудился здесь, в Волжском районном суде Самары. Мантия, если можно так сказать, досталась ему по наследству. Михаил Бурцев – представитель известной в регионе династии юристов. Его мать несколько лет работала в Самарском областном суде, отец – в транспортной прокуратуре. А после возглавил региональную комиссию о помиловании.
Может быть, поэтому Фемида оказалась столь лояльна к своему бывшему служителю и на время судебных разбирательств оставила Михаила Бурцева на свободе. Сейчас он находится под подпиской о невыезде и свободно перемещается по городу.
Убегая от съемочной группы "Дежурной части", бывший судья заблудился во дворах и долго пытался дозвониться до адвоката. За получение взятки ему грозит от 7 до 12 лет колонии строгого режима. И убежать от правосудия Михаилу Бурцеву уже вряд ли удастся.